Щербаков С.В. Чувашское национальное движение в 1917-1921 годах: взлеты и падения. Часть 1. Февраль 1917 – февраль 1918. Чебоксары: «АКСАР», 2017. - 208 с.
(Электронное издание)
Для изучения и освещения длительных общественно-политических процессов, приведших к значительным изменениям в обществе, принципиальное значение имеет определение и периодизация их основных этапов. Четко обозначенные хронологические рамки позволяют с разных сторон рассмотреть цепочку событий в историческом развитии, определять объективные и субъективные причины, увидеть их итоги. То, как хронологически определен тот или иной этап, непосредственно влияет на то, какой акцент будет превалировать как в причинах, так и в последствиях.
Прежняя советская периодизация становления автономии и государственности чувашского народа и необходимость ее пересмотра
В российской историографии советского периода рубежной датой начала ХХ века являлось 25 октября (7 ноября) 1917 г. – т.е. арест большевиками и левыми эсерами членов Временного правительства, что затем трактовалось как Великая Октябрьская социалистическая революция. Эта дата, впоследствии, считалась переходной от одной общественно-экономической формации (буржуазной), к новой, более совершенной (коммунистической). Отсюда вытекал простой и понятный вывод – весь спектр общественно-политических воззрений, кроме ленинских, дооктябрьского времени, маркировался как «устаревшие», либо «тормозящие общественно-политическое развитие». А что касалось послереволюционного периода применительно к трудовому классу рабочих и крестьян, трактовалось либо «живым творчеством народных масс», либо «верным исполнением указаний Ленина», т.е. прогрессивными. Причем не только в России, но и в мировом масштабе.
В последние десятилетия происходит переоценка прошедших событий, сломано много копий, изменению подвергается и периодизация революционных событий в России начала ХХ века. Не пускаясь в описание различных трактовок в периодизации, укажем на ту, которая зафиксирована в Концепции нового УМК по Отечественной истории от 30 октября 2013 г.1 Здесь основное внимание уделяется уже не классовому подходу, доминирующему в советское время, в контексте развития общечеловеческих общественно-экономических формаций, а гуманистическому, т.е. интересы народов Российского государства. Согласно этой Концепции рубежной датой начала ХХ века являются уже не революции, а иные события. Цитата: «Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории. Начавшаяся в 1917 г. Великая российская революция, а также стартовавший в октябре 1917 г. «советский эксперимент» по силе воздействия на общемировые процессы признаны одними из важнейших событий ХХ века».
Видим, что октябрь 1917 год расценивается как влиятельное, но не эпохальное событие. Октябрьские события 1917 года здесь уже являются только частью одного периода 1914 -1921 гг., т.е. от начала мировой войны и до окончания Гражданской, который назван как «Россия в годы «великих потрясений» 1914-1921 годов». Изменение периодизации в данном случае подчеркивает, что Октябрьская революция 1917 года – это не прогресс и развитие, а что-то иное, в первую очередь – это горе и страдание для народов России. Отсюда и логичный вывод в данной Концепции, что «результатом периода войн и революций стало разорение страны, ее распад по региональным и национальным «квартирам» и системный кризис власти. На повестке дня стоял главный вопрос - о существовании российского государства». Приведенный пример, думаем, наглядно показывает, как изменение периодизации повлияло на исторические акценты и выводы.
Освобождение от идеологических догматов советского периода, в том числе и в определении периодизации общественно-политических процессов, позволяет многогранней взглянуть на произошедшие события. Рассмотреть не только развитие марксистко-ленинской мысли, но и иные идеологические концепты, которые оказали свое влияние. Пора уже признать, что РСФСР был создан в 1918 г. не только по ленинском дореволюционным теоретическим разработкам, но и с учетом идеологической платформы партии эсер и интересов различных национальных организаций страны. Все народы России, в той или иной плоскости, внесли лепту в форму и содержание нового советского федеративного государства.
В советское время наблюдался известный перекос в пользу первичности ленинской мысли в национальной политике РСФСР над всеми остальными подходами. В историографии того периода, применительно к истории Чувашии первых лет советской власти, вошли две «красные», «эпохальные» и «ленинские» даты – это Октябрьская революция 1917 г. в Петрограде, проведенная под руководством Ленина, и декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 г., когда Ленин в Москве подписал декрет об образовании Чувашской Автономной области. Следующая «культовая» дата идет 21 апреля 1925 г. от декрета ВЦИК РСФСР о преобразовании Чувашской АО в Чувашскую АССР. В целом такая «просоветская» трехступенчатая цепочка от февраля к октябрю 1917 г., от октября 1917 до июня 1920 г. и от июня 1920 к апрелю 1925 г. сохраняется и в современной исторической литературе.2 То, что указанные даты коренным образом повлияли на процесс становления автономии чувашского народа, нами не подвергается сомнению. Однако, появляются следующие вопросы: насколько полно такая периодизация отражает специфику этого сложного процесса? Не выпали ли другие важные «рубежные» события того времени, связанные с деятельностью чувашских лидеров того противоречивого времени, особенно с 1917 по 1921 гг., когда ситуация менялась чуть ли не ежемесячно?
Первые попытки уточнения этого вопроса предпринимались самими участники становления чувашской автономии Д.П. Петровым-Юманом, Д.С. Эльменем, А.Д. Красновм, П.З. Львовым и другими. Так, в частности, Платон Львов в статье «Чувашский Октябрь» в 1925 г. прямо утверждал, что «в России пролетарская революция совершилась в октябре. Но среди чуваш пролетарская революция тогда не совершилась, произошла она несколько позже. Он началась 22-го февраля (1918 г. – С.Щ.), в день выхода газеты «Канаш»».3 Львов в данной статье аргументировал тем, что принципиальный переход к принципам советской власти произошел в ходе принудительного изъятия в Казани имущества редакции газеты «Хыпар», патронированного антисоветски настроенным Чувашским национальным обществом, в пользу Центрального чувашского военного совета «Канаш», которое стало выпускать свою просоветскую версию печатного издания. В конце 1920-х гг. и в 1930-х г., такие «вольности» трактовки революционных событий среди чуваш, жестко пресекались, все указанные авторы были обвинены в искажении принципов мировой пролетарской революции. Затем были подвергнуты репрессивным мерам, в форме исключения из партии и заключения в тюремные учреждения. Львову, в частности, было предъявлено обвинение, что называя иную дату, он тем самым умаляет роль Октябрьской революции.4 В результате такой сверхидеологизированной политики, современные граждане России и жители Чувашской Республики свободно ориентируются в общероссийских влияниях на чуваш, а что сами чувашские лидеры того времени планировали и сделали, является неожиданностью и загадкой не только для широкой общественности, но и самих чувашских историков. Думаем, что перекос в пользу общероссийских процессов не позволяет разглядеть локально-специфическое – только на сочетании общероссийских и региональных процессов можно воссоздать объективную картину произошедшего.
Нами проделана попытка выстроить более объективную цепочку причинно-следственных связей и линию логического развития событий становления автономии чувашского народа в первые годы Советской власти. Нижней датой нашей периодизации является Февральская революции 1917 года. Верхней – май 1921 г., когда был ликвидирован Чувашский отдел при Наркомнаце РСФСР, основе чувашской культурной автономии экстерриториального типа, после чего начинается путь к устройству ограниченными рамками современной Чувашии национально-территориальной автономии.
Тезисы излагаются по следующей схеме:
– хронологические рамки;
– содержание национальной программы этого периода применительно к общественно-политическому движению лидеров чувашского народа;
– причины формирования данного идеологического концепта;
– ведущие лидеры данного этапа;
– причины сворачивания прежних концептов и переход к новым, отвечающим сложившимся условиям на текущий момент развития Российского государства.
Тезисы по новой периодизации этапов становления автономии чувашского народа в 1917–1921 годах.
1. Февраль – июнь 1917 года
Содержание.
Чувашская программа письменно сформулирована еще в XVIII-XIX веках (Охадер Томеев, Спиридон Михайлов, отчасти Иваном Яковлевым), программно оформлена в 1906 году. Весной 1917 г. идеологическая платформа базировалась на требованиях национального равенства в унитарной России и развития основ широкого местного самоуправления. Схожесть с программными требованиями партии кадетов начала ХХ века.
Причины формирования.
Восполнение отсталости чувашского крестьянства в области образования. Стремление к равному участию в политическом процессе на местном, региональном и общегосударственном уровне. Малоземелье в «чувашских» уездах Казанской губернии (коренной Чувашии), вследствие чего нежелательна федерализация (затрудняется переселение). Стремление собрать разбросанную чувашскую диаспору в единую экстерриториальную (культурную) автономию. Общинные традиции и патриархальная ментальность.
Провал деятельности кадетского состава Временного правительства весной 1917 года
2. Июнь – ноябрь 1917 года
Содержание.
Попытка консолидации всех социальных слоев чувашского народа – интеллигенции, крестьянства, военнослужащих, священнослужителей, кадетов, эсеров и левых эсеров на национально-патриотической основе в ходе работы двух общенациональных съездов в июне и сентябре 1917 года. Признание возможности федерализации на «окраинах» России и сохранение унитарных требований во «внутренней» России, т.е. Волжско-Уральском регионе. Создание Чувашского национального общества, как национально-представительской организации всего чувашского населения России. Активное участие в выборах во Всероссийское Учредительное собрание в Петрограде.
Причины формирования
Общая дискредитация партии кадетов в России. Выход на ведущие позиции молодого проэсеровски настроенного молодого поколения.
Ведущие лидеры
Алюнов Г.Ф., Васильев И.В.
Причины поражения
Разногласия между эсеровскими лидерами ЧНО и левоэсеровского председателя Казанского чувашского военного комитета А.Д. Краснова после июльского кризиса проэсеровского Временного правительства в Петрограде. Неудовлетворенность чувашских левых эсер результатами выборов по Общечувашскому избирательному списку в Казанской губернии в ноябре 1917 года. Раздробление на интеллигентский и солдатский лагерь в национальном движении.
3. Ноябрь 1917 – февраль 1918 годов
Содержание
Стремление к созданию Волжско-Уральского штата (государства), находящегося в федеративных отношениях с Российским государством. Равноправие и культурная автономия всех народов, проживающих на территории штата. Четыре государственных языка на территории штата – русский, чувашский, марийский и татарский. Стремление чувашских лидеров привлечь в штат больше русских, мордовских и удмуртских территорий. Два значимых течения в национальном движении – военнослужащих и интеллигенции, которые проводят съезды отдельно, но тесно взаимодействуют друг с другом.
Причины формирования
«Декларация прав народов России», изданная Совнаркомом 2 ноября 1917 года и начавшаяся «принудительная» федерализация Российского государства. Угроза начала Гражданской войны стимулировала налаживание контактов с соседними народами. Нахождение паритетных соглашений с мусульманской прокадетской Милли Меджлис (Национальное собрание мусульман внутренней России и Сибири) в ходе совместных совещаний в ноябре и декабре 1917 года.
Ведущие лидеры
Лукьянов И.К., Васильев И.В.
Причины поражения
Раскол в мусульманском движении – разошлись башкиры, прокадетские пантюркисты и левоэсеровские татаристы. Последние, в одностороннем порядке, 15 февраля 1918 года самопровозгласили мусульманскую Идель-Уральскую республику, вопреки Милли Меджлис и отдельно от чувашей и марийцев. Сознательная раскольническая деятельность национального единства всех народов партией большевиков с целью расширения классовой борьбы на государственном (Ленин, Сталин), региональном (Грасис, Султан-Галиев) и местном уровне (Кадыков)
4. Март – июнь 1918 года
Содержание
Ведущие чувашские политики просоветской направленности, вышедшие из национальных организаций военнослужащих-чувашей, самостоятельно создали ряд национально-представительных организаций всероссийского уровня, которые эффективно воздействовали на региональную (в первую очередь Казанский губсовдеп) и центральную власть Советов (Наркомнац РСФСР). В результате, 27 апреля 1918 года, со стороны федеративной власти произошло признание и легитимизация широкой культурной автономии чувашского народа в форме Чувашского отдела при Наркомнаце. Казань официально претендовала на статус экстерриториального национально-представительного центра всего чувашского народа с сетью филиалов в губерниях с компактным проживанием чувашского населения. Направленность на привлечение чувашской интеллигенции для работы в новых органах национальной автономии. Идеологический концепт строился на сочетании левоэсеровских (крестьянских) и традиционных национально-патриотических лозунгов, при фактическом игнорировании большевистских (пролетарских).
Причины формирования
Укрепление принципов Советской власти в регионах вывели новую волну просоветски настроенных лидеров чувашского движения стоящих на платформе левых эсеров. Грамотное использование ими противоречий весной 1918 года между региональной (губернские совдепы Волжско-Уральского региона) и центральной Советской властью (Совнарком РСФСР) привело к значительным результатам.
Ведущие лидеры
Петров Д.П., Краснов А.Д.
Причины поражения
Обострение отношений партии большевиков и левых эсеров. Общее разочарование интеллигенции (Сеспель пишет фаталистический рассказ «Дети леса» с недоверием новым идеям). Они массово саботируют работу в советских учреждений. Национальные чувашские организации Симбирска демонстративно отказываются подчиняться казанскому центру.
5. Июнь-сентябрь 1918 года
Содержание
Летом 1918 года антибольшевистский накал в чувашском движении достигает максимума. Антисоветские деятели открыто переходят на сторону Самарского Комуча, альтернативного большевикам правительства России. Чувашские левые эсеры в июне ведут двойную игру на Общечувашском рабоче-крестьянском съезде в Казани.
Причины формирования
Эсеровские мятежи по стране против большевиков и участие в них чувашских деятелей. Негативную их реакцию вызывал также проект Совнаркома РСФСР создания Татаро-Башкирской республики, настаивая на областной автономии без приоритета какой-либо нации, в том числе и в названии.
Ведущие лидеры
Краснов А.Д., Эльмень Д.С.
Причины поражения
Конфликты по всей стране сторонников большевиков и эсеров (как правых, так и левых), перерастающие в Гражданскую войну. Победа большевистской Красной Армии в Среднем Поволжье в сентябре 1917 года. Прекращение деятельности партии левых эсеров. Уход многих прежних чувашских лидеров в антисоветской блок Уфимской директории и их скитания вдали от родины.
6. Октябрь 1918 – лето 1919 года
Содержание
Массовый переход основной части чувашских левых эсеров в партию большевиков в октябре 1918 года. Чувашское национальное общество объявлено официально антисоветской и контрреволюционной организаций, а ее члены - подлежащими аресту. Сосредоточение управления всеми сферами деятельности чувашского национального движения пробольшевиского Чувашского отдела при Наркомнаце и лично Д.С. Эльменя. Попытки создание в волостях, уездах и губерниях специализированных учреждений для решения национальных нужд чувашского населения вне советских учреждений власти. Весной 1919 г. разделение чувашских учреждений на политические, в системе Наркомнаца РСФСР и культурные в системе Наркомпроса РСФСР. Тяжкие последствия этого раздела (усиление конфликта между «казанцами» и «симбирцами»)
Причины формирования
Успехи Советской власти и партии большевиков в Среднем Поволжье приводят к «встраиванию» чувашского движения в советскую систему, чего не было ранее. Советские лидеры на региональном и общегосударственном уровне в условиях разгорающейся Гражданской войны, а также угрозы нашествия армии Колчака, проявляют лояльность национальным деятелям региона.
Ведущие лидеры
Эльмень Д.С.
Причины поражения
Отодвижение линии фронта Гражданской войны далеко на восток, в Сибирь. Начало давления советских работников на национальные учреждения с целью их полного подчинения своему ведомству. Среди ведущих лидеров просоветского чувашского движения появляется настроение к сотрудничеству с лидерами татарского движения для создания в Волжско-Уральском регионе обособленного от Москвы субъекта РСФСР, с названием Татаро-Башкирская республика.
7. Лето 1919 – февраль 1920 года
Содержание
Содействие татарским сторонникам создания Татаро-Башкирской республики с включением в него всего чувашского и марийского населения. В рамках этой республики планировалось создание экстерриториальной сети Чувашских Трудовых коммун, находящихся в подчинении Чувашского отдела при Наркомнаце РСФСР. Попытка создания в Казани Центрального Комиссариата по чувашским национальным делам. Общенациональное одобрение данной линии на Всероссийском съезде чувашских коммунистов в феврале 1920 года.
Причины формирования
Стремление советских работников подчинить себе все сферы жизни населения приводят к мысли, чтобы на территории Волжско-Уральского региона появились учреждения власти, отвечающие ее многонациональной специфике. Достигнутые позитивные договоренности в июле 1917 года в ходе совместного совещания чувашских, марийских и татарских лидеров.
Ведущие лидеры
Эльмень Д.С.
Причины поражения
Поражение татарской группы М.Х. Султан-Галиева с возрождением проекта Татаро-Башкирской республики, сначала в декабре 1919 года, а затем окончательно в марте 1920 года. Начало создания весной 1920 года обособленной от чувашей, марийцев и башкир отдельной Татарской АССР.
8. Март 1920 – май 1921 года
Содержание
До июня 1920 года стремление создания в России экстерриториальной сети Чувашских Трудовых коммун, подчиненных Чувашскому отделу при Наркомнаце РСФСР. После – та же идея, но не форме Трудовых коммун, а сеть Чувашских областей, уездов и губерний. Данная политика получила общенациональное признание на Всероссийском съезде чувашских Советов в ноябре 1920 года в Чебоксарах. Руководство Совнаркома РСФСР и ВЦИК было вынуждено считаться с такими решениями.
Причины формирования
Прежний проект сети Чувашских Трудовых Коммун в рамках Татаро-Башкирской республики не сработал и теперь переключились на более тяжелый путь - реализовать тот же проект в рамках всей России.
Ведущие лидеры
Эльмень Д.С.
Причины поражения
Противодействие лидеров большевиков в области национальной политики (Ленин и Сталин) экстерриториальным национальным проектам в Волжско-Уральском регионе и навязывание национально-территориальной формы самоопределения. Постановление ВЦИК в мае 1920 года о роспуске экстерриториальных отделов при Наркомнаце и открытии территориальных Представительств. Сознательная раскольническая деятельность симбирских чувашских коммунистов на создание обособленного всероссийского центра чувашей в Симбирске, но не на базе Наркомнаца РСФСР, а Наркомпроса РСФСР. Кровавое крестьянское (чапанное) восстание в январе 1921 года в Чувашской Автономной области. Обвинение Эльменя в причинах восстания и расправа над ним и его сторонниками весной-летом 1921 года на чувашских партийных съездах. Принудительная самоликвидация «детища» Эльменя Чувашского отдела при Наркомнаце 5 мая 1921 году, а вместе с ним сворачивание ранее созданной экстерриториальной (культурной) автономии чувашского народа. Приход к власти в ЧАО симбирской группировки и начало реализации национально-территориального проекта «Большой Чувашии» со столицей в Симбирске.
Итак, мы изложили новую схему периодизации становления автономии и государственности чувашского народа в 1917-1921 года. В первой части нашего исследования освещаются три начальных этапа с февраля 1917 г. по февраль 1918 года. Прежде чем приступить к освещению событий сделаем обзор программных установок чувашского движения, сложившихся к 1917 году.
Redakcia noto: La publikigo de artikoloj ne signifas, ke la redakcia estraro dividas la opinion de ĝiaj aŭtoroj.