Помнить своё прошлое важно не только целому народу, но и каждому отдельному человеку. Ведь у каждого свой путь и своя история . Понять настоящее и делать прогнозы на будущее необходимо каждому из нас. Скоро перепись населения . Каковы будут результаты ,об этом мы можем лишь догадываться.Предстоящая Всероссийская перепись населения, назначенная на октябрь 2020 года и отложенная , беспокоит не только политологов, экономистов и социологов. Национальный срез её итогов обозначит реальный статус и перспективы развития народов, входящих в состав Российской Федерации.Численность чувашей начала заметно снижаться после 1989 года. До этого с XVIII века наблюдался стабильный рост.
Дабы избегать каких либо спекуляций ,предлагаю вашему вниманию данные переписи 1897 года.Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. С.-Петербург, 1905. Таблица XIII. Распределение населения по родному языку.
Особое внимание заслуживают численность чуваш и остальных народов тюркской языковой группы. Так к 1897 году чуваш насчитывалось 843.755 человек . Возьмем еще для сравнения численность узбекского народа ,их было тогда 726.534. Для сравнения возьмем данные недавней переписи.В 2010 году чуваш было 1,44 миллиона, и они впервые пропустили вперед башкир, уступив им 148 тысяч человек. Скольких чуваши недосчитаются на этот раз?
Узбеки за это время стали самым крупным по численности этносом Средней Азии. Всего в мире насчитывается около 30 миллионов узбеков. Для сравнения туркмены 8,5 миллионов киргизов 5 миллионов таджиков 16 миллионов, Казахи 15 миллионов. Вот с кем надо сравнивать реальную численность чуваш по-крови.
В 1956 году государство встало на путь обрусения всех нерусских народов СССР через школы. Переход исключительно на русский язык обучения в школах дал резкое снижение числа чувашей. В большинстве школ с переходом на русский язык обучения исчезли уроки чувашского языка и литературы. Это дало толчок к обрусению детей. В городах, райцентрах и некоторых крупных сёлах вслед за чиновниками многие родители начали воспитывать своих детей на русском языке, по-русски. Но их ли в этом вина? Чувашского в окружении нет. В школах райцентров до сих пор родной язык отсутствует. Это главная причина обрусения .
У нас много таких, которые не знают или плохо знают свой родной язык, но себя продолжают называют чувашами. Чуваш остается чувашем, даже если он забыл материнский язык. В действительности их миллионы. Некоторые их уже спешат записывать в русские. Русскоязычные чуваши остаются чувашами и не надо их отталкивать .Незнание родного языка родителей в большей степени это не их вина.
Есть ещё и искусственно созданная проблема — тезис о добровольном изучении родного языка. Сейчас школьник сам выбирает (точнее, его родители), учить родной язык или не учить. Почему-то у нас не предлагают выбирать, надо ли детям изучать химию, физику и математику. А вот родной язык — предлагают. Я думаю, что между добровольностью изучения языка и обязанностью сохранить свои язык и культуру должен быть найден баланс.В детсадах и школах необходимо обеспечить обязательное преподавание родного языка, литературы, истории и культуры народа. Другого пути нет.
Необходимо знать и дать для осмысления детям, что означает "чуваш". У каждого народа должна быть своя национальная гордость.
Моя мысль, которую я хотел бы высказать, состоит в следующем: если взглянуть со стороны, в этом ужасном положении, когда наш народ, его культура, национальное самосознание, обычаи и традиции могут исчезнуть, сможем ли мы , не без некоторых потерь, сохранить себя как народ,как нация?
За счет чего, каких исторических, природных закономерностей уцелел узбекский народ? Думали ли над этим ученые, ставили ли они такие вопросы в своих исследованиях? К сожалению, нет.Какой вывод можно сделать из всего сказанного выше? Поскольку невозможно победить народ, знающий свою историю, получающий духовную подпитку от нее, необходимо восстановить нашу правдивую историю, вооружить нашу нацию этой историей. Нельзя допускать и в политике, и в общественной жизни, и в науке проявления вакуума — пустоты. То есть, если у тебя нет своей идеи, то в твой край придет и будет царствовать чужая идея. В том смысле, что если у нас нет самостоятельно мыслящих людей, если мы сами не восстановим и не напишем правдивую историю своего государства, народа, нации, ее напишут другие и по-другому. Мы должны иметь свое независимое, научно глубоко обоснованное мнение по этому вопросу, то есть о древнем прошлом, об исторических корнях и о будущем народа.
В конце 19 века чуваш было больше представителей узбекского народа . В начале 21 века разница в почти в тридцать миллионов. Куда подевались миллионы чуваш ? Обрусели ?
Для большей убедительности можете сравнить численность туркмен и чуваш. Туркмен по переписи конца 19 века было три раза меньше чем чуваш. На данный момент их больше чем в три раза. Выводы делайте сами , как говорили великие "все познается в сравнении".
Другая причина резкого сокращения численности чуваш в дореволюционное время это то ,что чуваш-мусульман часто без их ведома и согласия во время переписей записывали в татары. Основная масса предков чуваш -болгары приняли ислам еще в 10 веке, а чувашский язык в Волжской Болгарии являлся государственным. Казанских татар марийцы до сих пор называют "сувазами" ,т.е чувашами. Еще первый русский историк В.Н.Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». Р.Н.Степанов обратил внимание на одно странное обстоятельство: в челобитных XVI-XVII вв. жители мусульманских сел Казанского уезда почему-то именуют себя чувашами .В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши – весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…
В 1970-х годах турецкий историк Акдес Нимет Курат в Стамбульском архиве крымских дел обнаружил уникальный документ 17-го века, документ дипломатического характера, где перечисляются народы бывшего Казанского ханства.
Суть документа такова: народные предводители обращаются к крымскому хану принять их в подданство т. е. прислать наместника. Перечисляются следующие народы, готовые принять власть крымского хана: чуваши (20 тыс. кибиток), черемисы (40 тыс. кибиток), удмурты (10 тыс. кибиток), башкиры-иштяки (10 тыс. кибиток) и 7 городов (районов) Сибирского юрта. Это примерно около 800 тыс. человек.
Самый главный плюс этого источника – он написан самими жителями бывшего Казанского ханства. Отрывок из работы Акдес Нимет Курат опубликовал Ахат Салихов в своей книге «Онотолѓан тарих биттєре».
В своей книге «Турция и Поволжье» турецкий историк Акдес Нимет Кюратт использовал сведения рукописи, хранящейся в Дрезденской библиотеке. Автором этой рукописи является Рахман Колой, который в 1635 г. направил письмо Крымскому муфтию. В ней «бии и карттар» Урало-Поволжья просились в подданство к крымскому хану: «Один есть народ. Башкиры-иштяки — 10 тысяч домов. В этом же порядке и будут платить подать. Они также в таком же порядке деньги, мед, соболь, белки и будут платить ясак за землю. Мари, чувашы, иштяк-башкиры, удмурты — все при конях и оружии» (Салихов, А. Г. Онготолган тарих битгаре. Эфе : Гилем, 2003. С. 63-64.). Если перевести в цифры, то получается, что в Казанском ханстве проживало чувашей – 188 тыс.человек, черемисов (марийцев ) – 376 тыс . человек, удмуртов – 94 тыс. человек, башкир – 94 тыс. человек , 7 городов — это 47 тыс. человек. Итого: 800 тыс. человек. Хотя у туркмен считается, что кибитка – это 5-6 человек.
А. Курбский говорит о пяти «языках» Казанского ханства: «мордовский, чюважский, черемиский, воитецкий, або арский, пятый - башкирский».
Где же татары ? Наибольшие споры по поводу местного населения вызывают определения роли чувашского фактора. Дело в том, что во второй половине XVI - XVII вв. основное население на территории бывшего Казанского ханства (Свияжский и Казанский уезды) в писцовых книгах фигурирует как «ясашные чуваши».В конце XVII в. оно сменяется термином «ясашные татары». Скорее всего, "чуваш" и был самоназванием мусульманского булгаро-чувашского населения Казанского ханства.
Сейчас принято определять национальность самому. Вера и и определение "родного языка" не могут быть главным аргументом . Время не разбрасывать,время собирать . Нужна национальная программа,четкая и обоснованная. Для начала достаточно знать, что при благоприятных обстоятельствах чуваш было бы гораздо больше ,десятки и десятки миллионов.
Кроме того,я полагаю, в городах Чувашии должны быть детские сады с чувашским языком воспитания.
Redakcia noto: La publikigo de artikoloj ne signifas, ke la redakcia estraro dividas la opinion de ĝiaj aŭtoroj.
«В начале 1990-х годов царила Любовь. Сейчас царит Страх. Боимся сейчас…» 2016 декабрь в Чебоксарах научная конференция, посвященная 25-летней годовщине провозглашения государственного суверенитета Чувашской Республики.Докладчики сетовали на то, что в России идет «усиление великодержавных настроений», а на фоне этого Москва уничтожает фундаментальные свободы народов России,анализируя прошедшую 8 декабря в Чебоксарах конференцию по чувашскому национальному суверенитету, Каниболоцкий написал: «Эта конференция вряд ли состоялась без одобрения главы . На конференции много говорили о том, что в Чувашии идет интенсивная русификация, и молодежь практически не знает чувашского языка. Ситуация с чувашским языком в России была квалифицирована как катастрофическая. Докладчики решили: во всем виноваты прежние руководители республики, которые не последовали в 1990 году примеру соседнего Татарстана и не выторговали у слабеющего Центра полагающийся чувашам суверенитет. Как итог, Татарстан сегодня обладает всеми формальными и реальными признаками суверенного государства, а Чувашия как была, так и осталась типичной российской глубинкой
Микула, ху прахвиссăр тата доктор пулайманнипе ан мухтан.
Евразиец // 1977.69.9930
2021.04.15 11:53
"Куда подевались тридцать миллионов...". Очевидно, что в "мешках лжи и обмана", но честно признаться в этом нет желания. "История - учение о поколениях в их взаимосвязи и последовательности"(Л.Н.Гумилев).
Акапасар яланхи пекех ыттичсенче хӑйне курать ? Микула кунта, сирӗнпе, мухтанас тесе ларать имӗш ? Пит аван пулмаллаччӗ кунта хутшӑнмасан,мӗн чуль вӑхӑт пушанать, анчах та паян " докторсене" шанмалли ҫук пулас ? Халӑхшӑн пӑшӑрханакана курман,ытларах хӑйсемшӗн кӑна пулас ? Конгресс пуҫлӑхӗ те пуллин "чӗлхене вӑйпа вӗрентмелле мар" теть пулсан(ыттисем пирки асӑнмасан та юрать) Микулан та мӗн те пуллин каламаллах пулӗ ? Куран пулӗ "садиксемсӗрех" текеннисем вӗрентме хӑтлана пуҫларӗҫ. Сан юратнӑ "прахфессорсем" "садиксемсӗрех" тени пирки пӗр ӗҫ те ҫырса паман. Чӑвашсем пуринчен те уйрӑм халӑх, чӗлхене те наукӑна хирӗҫле меслетсемпе кӑна сыхламалла тени мала тухма пуҫларӗ ?
Ялтан // 1106.68.5961
2021.04.21 20:10
Чувашей унижает система воспитания похожая на советскую. Оттого сами себя не уважают, конфликты и бегуууут...
Я сам лично прошел тренинги в центре взаимоотношений Альфреда Адлера в Чебоксарах и понимаю о чем речь.
Ещё сильно можно почитать Адель Фабер книги. Становится очень понятно почему нам кажется что дети стали хуже а воспитатели типа умнее.. отстали мы потому нам кажется что новое поколение глупое и чуваши как бежали так и продолжают убегать
С точки зрения позитивного мышления можно говорить "Нас много. Можем в татары ещё сотню тысяч отдать. Русскими пускай станут пол-миллиона. Не оскуднеем..."
Ялтан // 2825.28.4329
2021.04.26 21:01
Не оскудеет рука дающего. Конечно не мешает границы нарисовать и следовать определенным правилам. Дорожные карты все равно нужны куда и кому сколько ехать и возвращаться по какой дороге. Без строгого соблюдения правил перестают уважать....