


Ĉuvaŝoj
Distriktoj
Urboj
Homoj
Loĝantaro
Simbolaro

Mitoj kaj Legendoj
Muziko
Vesto
Brodaĵoj
Kuirarto
Ne-kristanaj Nomoj






Agabazar // 4101.44.4103
2025.06.27 06:14 | |
![]() |
|
Agabazar // 4101.44.4103
2025.06.27 06:34 | |
![]() |
Когда-то многоуважаемый народный поэт Валери (Валерий Владимирович) Тургай признавался, что пытался с карандашом в руке прочитать книжку академика Марра «Чуваши — яфетитды на Волге».
Да хоть с карандашом, хоть без карандаша — бесполезно. Не академика Марра, совершенно справедливо когда-то раскритикованного Сталиным в пух и прах, нам с вами следует читать. Читайте Андрея Сергеевича Сараева. Не пожалеете. |
Agabazar // 2775.70.8686
2025.06.27 13:42 | |
![]() |
Но... на всякого мудреца довольно простоты.
Как известно, учение Н. И. Ашмарина было встречено учёными (учёным миром) на «ура». Но нашёлся некий человек, академик, по фамилии Бартольд. Прочитав Ашмарина, тот, — ну, как это сказать? — засомневался. Вот слова Бартольда: «Чуваши… стали известны русским как язычники. <…> Если бы чуваши действительно происходили от волжских болгар, которые были городскими жителями…, то это свидетельствовало бы о невероятном, вряд ли ещё где-либо в мусульманском мире встречающемся, возврате к дикости» К сожаленью, А. С. Сараев взял эти слова Бартольда на вооружение. Чуть ли не как руководство к действию. Зря, конечно. Ибо в переводе на русский язык слова Бартольда означают очень простую мысль: Не лезь со свиным рылом в калашный ряд! Как всё это знакомо! Если, тем не менее, попытаться проанализировать, то имеем вот что. Не знаю, как в разных местах, но в Восточной Европе преобладание городского населения — сравнительно новое явление. Скажем, в последние годы существования Российской Империи — подавляющее большинство населения составляли сельские жители, крестьяне. Эдак процентов на 80%. Так что же говорить о средневековой Волжской Булгарии! Страна, безусловно, крестьянская. А города это только верхушка айсберга. |
Agabazar // 2775.70.8686
2025.06.27 14:09 | |
![]() |
Но кто-то может сказать, ну, пусть крестьяне, — вот их потомки и есть современные чуваши.
Говоря словами того же академика Бартольда: «Современные чуваши, очевидно, могут происходить не от жителей городов на Волге, а только от таких частей болгарского народа, которые всегда обитали в лесах и были мало затронуты мусуль- манской городской культурой». Понятно. Примем во внимание. Но для начала ради сравнения обратимся к современным... русским. Далеко не все из них являются потомками баронов, князей. бояр, графов, камергеров и прочих «горожан». Скажем, президент В. В. Путин говорил, что его предки жили где-то на тверской земле и 300 лет ходили в одну и ту же церковь. А некоторые русские являются вообще выходцами из, как говорили в старину, «инородческой» среды. Неотнесение непосредственных биологических предков к каким-то высшим эшелонам не может являться поводом для отказа их потомкам в историческом наследии. Надо сказать, этот вопрос иногда затрагивался и классиком чувашской исторической науки В. Д. Димитриевым. В разных ракурсах. Например, он утверждал, что те булгары, которые являлись мусульманами, после разгрома государственных и иных административных устоев (а такое случалось неоднократно), попадали в гущу «язычников» и полностью сливались с этой средой. Так что без всяких Бартольдов мы можем тут разобраться. Сами с усами. В чувашском языке не существует понятия «язычник». Этот термин полностью на совести недобросовестных сторонних наблюдателей. Старая чувашская вера — так называл это Д. Месарош и в ней полно всяких исламских элементов. Спасибо Юдит Дмитриевой за перевод этой замечательной книги Месароша. |
Автор // 2405.78.6731
2025.06.29 01:37 | |
Ку шухăш тĕрĕсленнĕ хыççăн çеç курăмлă пулĕ. Пĕлме: сайтра регистрациленнисен шухăшĕсем тӳрех, малтĕрĕслевсĕрех, курăмлă вырнаçаççĕ. | |
Agabazar // 3974.89.5079
2025.06.29 08:14 | |
![]() |
Религиозной принадлежности людей, в этом контексте, обращаем слишком большое внимание и значение.
Ну, были люди мусульманами. И — что? Так ведь не перестали говорить на тюркском р-языке, тождественном (по Н. И. Ашмарину) современному чувашскому. Не только говорить не перестали, но и письмена у них соответствующие, не стали писать на каком-то чужом языке. Мусульманство никак не повлияло на их языковое поведение. Так чего же нам сейчас комплексовать из-за мусульманства далёких предков??? Из того факта, что люди являлись мусульманами, р-язычные эпиграфические памятники 13-14 веков не могут сейчас волшебным образом превратиться в з-язычные. Так что тут нечего огород городить. Уж если написано на надгробиях на тюркском р,л-языке — так верь своим глазам! Принимай памятники такими, какие они есть. Исключать связь с чувашством волжских булгар на основании фактов нынешнего конфессионального состояния — пошлость. Это как если бы начали требовать кириллических текстов, да ещё и с буквами Ăă, Ĕĕ, Ӳӳ, Çç, от эпитафий времён Золотой Орды для доказательства их чувашскости (как это ни странно, на интернетовских форумах и такое случается). |
В общем, товарищ Сараев камня на камне не оставил от так называемой суварской концепции происхождения чувашей. Конечно, это было совершенно понятно и ранее, но Андрей Сергеевич всё разложил по полочкам. Так что от «суваризма» больше абсолютно ничего не осталось. Пострижено под ноль.
Очень всем рекомендую познакомиться с трудами А. С. Сараева.