Территория Казанского ханства после захвата в 1552 году возглавлялось царем Московского государства, административно управлялось Приказом Казанского дворца в г . Москве. На землях, которые сейчас входят в Чувашскую Республику, были образованы Чебоксарский и Свияжский уезды. В начале 17 столетия из Чебоксарского уезда в Курмышский была передана Юмачевская волость, состоявшая из Аликовской, Тувановской , Шуматовской, Шумшевашской и Яндобинской родо-племенных сотен.
Очень интересной мне кажется запись в фонде 1135. стр. 1об. п. 4. РГАДА. Курмышская приказная изба. «Отписка 7135 (1627) года на Курмыш Федору Григорьевичу и Пахому Михайловичу о высылке в Нижний чебоксарских черемисов Юмачевской волости с оброчным медом. При сей отписке приложены списки сколько, с кого следует взять означенного оброка, поименный список черемисам, которых должно выслать в Нижний (на 4 листах)». Получается, что Юмачевская волость управлялась прямо из Курмыша, воеводой?
По данным В.Д. Димитриева в 1723 г. в Аликовскую сотню входили деревни: Пандикова (нынче в Красночетайском районе), Кошкильдина, Селоусева, Ильгишева, Питишева, Аликова, Мочеева; в Тувановскую сотню входили: Кадеева (Атмени), Ямашева, Вылы- Тохтамыш, Суры- Тохтамыш (в Красночетайском районе), Большие Туваны (в Шумерлинском районе), Малые Туваны, Тенеева; в Шуматовскую сотню входили: Четаево(в Красночетай-ском районе), Шуматова, Исмендерова, Теньгешева, Кильдишева, Ордашева, Янасал; в Шумшевашскую сотню входили: Багиши, Милешева, Шумшеваши, Хоршеваши (в Красночетайском районе), Испуханы; в Яндобинскую сотню входили: Шерашева, Таутова, Карачуры, Елыши, Альменева, Малые Яндобы, Большие Яндобы. В ревизских сказках, переписных книгах второй переписи населения России (1744-1747 гг.) указанные сотни назывались волостями.
Откуда это название «Юмачевская» появилось? В газете «Хыпар» 22 ноября 1996 года печаталась статья кандидата исторических наук Арсения Изоркина , уроженца д. Сеткасы Ядринского района, «Юхмача чăвашĕсем». Юхмачинская волость расположена на берегах речки Малого Черемшана, входила в Спасский уезд Казанской губернии. Этот уезд расположен был южнее Камского устья, в левобережье реки Волги. В известных писцовых книгах Казанского уезда 1602-1603, 1647-1656 гг. сведений о деревне Юхмачи нет.
Протоирей Андрей Яблоков пишет: в «Списке с писцовой книги (1565-1567 гг.) часто встречаются указания на пустопорожния обширные земли, принадлежавшие Мордве; земли эти обрабатывались чувашами, татарами и «полоняниками», а в некоторых местах они входили в состав помещичьих земель. В настоящее время Мордвы в пределах Свияжского уезда, где она несомненно долго жила, совсем нет. Интересным в этом случае является замечание в «Списке», что Мордва, жившая с чувашами и татарами в местном крае близ старого городища, «разошлась по своим старым улусам, по вотчинам и по ухожьям в Мордву на Мокшу и по Суре, а иные де Мордва и татарове и чуваша вымерли, а иные выбиты».
«Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 гг.» составлена сразу после переписи населения в 1646 г. О значении этой книги, как важного источника по социально-экономическим отношениям в средневолжском крае, очень подробно описано на сайте simbir-archeo.narod.ru Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 г. Предисловие.
В «Тетради записной Казанского уезда Нагайские дороги за рекою Волгою на Нагорной стороне в Тетюшском уезде за казанцы и за тетюшаны в поместьях», являющейся составной частью выше указанной книги, на л. 527об. имеется такая запись: «Того же монастыря (Тетюшского Покровского монастыря, потерявшего свою самостоятельность, приписанного в 1646 году к Московскому Новоспасскому монастырю, основанному еще великим князем Юрием Долгоруким. - примечание Е.В. Пашиной) деревня Задняя, что был починок Мордовской и Юмачевской и Выползово то ж, стоит по другой стороне речки Имельли (современное название Улема – примечание Г. Волгина)». В вотчину Покровского монастыря в 1646 г. входили село Ильинское, деревни Средняя, Задняя, дворская слобода. В деревне Задняя монашеских, крестьянских, бобыльских было 13 дворов, лиц мужского пола – 44, население - русское, православное, земельные угодья 241 десятина. На современных картах этой деревни нет.
Наконец, статью заканчиваю выпиской из книги Н.И.Егорова : «В конце 14 в., в результате геноцида со стороны золотоордынских эмиров, булгаро-чувашей в Правобережье почти не осталось. Этой кучке чудом сохранившихся булгар волею судьбы было суждено стать основой нового двухмиллионного этноса, вошедшего в историю по именем чăваш – чуваши». Полагаю, что название Юмачевской волости пришло от починка Юмачевской, расположенного севернее нынешнего города Тетюши Республики Татарстан, на правом берегу Волги.
Герман Волгин, г. Новочебоксарск
Redakcia noto: La publikigo de artikoloj ne signifas, ke la redakcia estraro dividas la opinion de ĝiaj aŭtoroj.
"стоит по другой стороне речки Имельли (современное название Улема – примечание Г. Волгина)"
Улема это Улема, а Имельли это Имелли протекающая через Большое Русаково.
Улема это Улема, а Имельли это Имелли протекающая через Большое Русаково.