Итог одного конкурса. Субъективные критические заметки по поводу
В Чувашском национальном музее (ЧНМ) подвели итоги открытого творческого конкурса на лучший дизайн-проект художественного пространственного решения экспозиции «Серебряная кладовая». Она будет устроена в Музее чувашской вышивки (МЧВ) — филиале ЧНМ. Казалось бы, рядовое событие из жизни чебоксарских музейщиков, малоинтересное для обычных граждан и общественности. Но это только на первый взгляд. Итак, что это за кладовая? На какие средства она создаётся? Кто будет осваивать выделенную сумму? Кто авторы? Почему именно они? Тут нужны пояснения с предысторией.
Чувашский народ может гордиться своим народным декоративно-прикладным искусством (ДПИ) — вышивкой, узорным ткачеством, шитьём бисером, кораллами и серебром, национальным костюмом. На всероссийских, всесоюзных, международных выставках и фестивалях эти произведения неизменно вызывают большой интерес ценителей искусства и получают самые высшие оценки и награды.
После начала горбачёвской Перестройки, в конце 1980-х годов, в стране резко вырос интерес к национальным корням народов. Массово стали возрождаться чувашские песенно-танцевальные фольклорные коллективы в национальных костюмах в республике и диаспоре. В Чувашии, Татарстане (ежегодный межрегиональный массовый праздник «Уяв» в окрестностях города Нурлат и на местах в деревнях), Самарской (в Самарском ДК «Прогресс» и на местах в деревнях), Ульяновской (Ульяновске и на местах в деревнях) областях проводятся различные массовые национальные праздники и фольклорные фестивали. Активизировались чувашская диаспора в Башкортостане, Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Тюмени, Оренбурге, Саратовской и Пензенской областях, Белоруссии, Эстонии и других регионах и странах. Считается хорошим тоном участвовать в народных праздниках в национальных костюмах и в городах.
Чувашские коллективы стали постоянными успешными участниками ежегодных фольклорных праздников в Турции (город Ялова, Коджаэли (Измит) и других в области Коджаэли на берегу Мраморного моря; город Эрбаа в центре страны; в окрестностях города Трабзон на берегу Чёрного моря; на берегу Средиземного моря), в Эстонии, Белоруссии. Национальный костюм вдруг стал востребованным.
И в средние века у наших предков — суваро-булгар было развито ювелирное искусство, кузнечное, строительное дело, производство кожаных изделий и гончарное производство. Они также были широко известны и славились за пределами Великой Болгарии 7-го века, Волжско-Камской Болгарии (Булгарии) 9-13 веков и Золотой Орды 13-15 веков.
Произведения ДПИ 18-20 веков хранятся в ЧНМ, Чувашском государственном художественном музее (ЧГХМ), музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Поволжья-Приуралья и за рубежом. Артефакты более ранних веков находятся у коллекционеров и в других музеях страны и зарубежья.
В 2015-м году в Чебоксарах на средства гранта главы Чувашской Республики открылся Музей чувашской вышивки. Идея была интересная — показывать в одном месте лучшие произведения этого вида народного искусства. Но насколько удачно это получилось?
Насколько нам известно, открытого конкурса на разработку научной концепции и экспозиций МЧВ не объявлялось. Администрация ЧНМ решила реализовать идею и освоить средства гранта своими силами. Известные и опытные художники и дизайнеры, специалисты по созданию и оформлению музейных экспозиций не приглашались.
Открытие МЧВ запланировали на празднование Дня Республики в июне 2015 года. Как известно, в России сложилась традиция «подгонять» к очередным праздникам и выборам (как и сейчас) торжественные мероприятия с открытиями новых объектов. Большое начальство перед телекамерами разрезает красные ленточки и вручает почётные грамоты, вручает ключи от квартир, автомашин и проч. Перед этим, чаще всего, наблюдаются аврал, «штурмовщина» и сверхурочные работы. Качество при этом, естественно, страдает.
Так случилось и в нашем случае. После торжественного открытия МЧВ, на которое они не были приглашены, новый музей осмотрели известный в Чувашии ведущий специалист по созданию музейных экспозиций, заслуженный художник ЧР и дизайнер Юрий Ювенальев и заслуженный художник России, дважды лауреат Государственной премии ЧР художник-ювелир Владислав Николаев. Они оставили резко критический отзыв об экспозиции музея. После этого в Ю.Ювенальев написал письмо в Министерство культуры ЧР, в которой кроме критики был изложено его видение музея как специалиста. (Он является автором ряда действующих экспозиций ЧНМ.) Письмо было рассмотрено на совещании у заместителя министра культуры ЧР руководством ЧНМ.
Ваш корреспондент также ознакомился с экспозицией нового музея. Меня буквально поразили некоторые экспонаты в витринах. Были выставлены старинные женские платья из уже потемневшего белого холста в заплатках и пятнах! И это показывается как наше национальное достояние?! Например, не могу себе представить подобное в экспозиции Национального музея Республики Татарстан. Там такое в принципе невозможно. Во всех музеях мира показывают самое лучшее, чем можно гордиться и любоваться. Тем, более — произведения ДПИ.
Почему, на наш взгляд, неприемлемы такие экспонаты в МЧВ? Во многих писаниях советских авторов о чувашах говорилось, что весь народ, якобы, жил в абсолютной нищете, в курных избах, ходил только в лаптях, болел трахомой, был поголовно неграмотным, забитым и проч. И, что только советская власть освободила народ от классового и национального гнёта и проч.
Но не всё так однозначно. Да, в царской России все инородцы, по словам классиков марксизма-ленинизма, жили как в тюрьме народов. И великороссы-крестьяне ходили в лаптях и жили трудно. Но не абсолютно все чуваши жили в нищете. Были и зажиточные крестьяне в нормальных домах. И в нормальной обуви ходили. Не все болели.
Успешно функционировали Симбирская чувашская учительская школа и школы на местах. Издавались книги на чувашском языке, в том числе поэмы «Арсюри» (Леший) Михаила Фёдорова и «Нарспи» Константина Иванова, первая чувашская газета «Хыпар» (Весть. 1906-1907, 1917-1918 в Казани. В 1991 возвращено прежнее название в Чебоксарах.). Чувашское происхождение имеют петербургский архитектор Пётр Егоров (1731-1789) и выдающийся учёный российский синолог и монголовед Иакинф (Никита Бичурин (1777-1853).
Появились чувашские эсеры-революционеры. Формировалась национальная интеллигенция, организовано Чувашское национальное общество, проводились съезды чувашских учителей и военных, были избраны депутаты в Государственную Думу и Учредительное Собрание. Появились профессиональные чувашские артисты, литераторы, журналисты, музыканты, художники, юристы, со специальным, в том числе высшим образованием, историки, учёные.
Появились свои купцы-предприниматели. Самые знаменитые из них — купцы Ефремовы в Чебоксарах (их именем сейчас названа пешеходная улица в старом приволжском центре), торговая династия Селивановых из Чебоксарского уезда, работавшая в Поволжье-Приуралье, и другие. Появились чувашские предприниматели и в Чистопольском уезде в Нижнем Закамье. Всех потом «раскулачили» при советской власти…
В каждой крестьянской чувашской семье из рода в род передавались по наследству серебряные украшения в комплекте женского национального костюма. Разные в зависимости от достатка и социального положения. При советской власти серебряные украшения изымались в принудительном, якобы в «добровольном» порядке, под видом сбора средств «в тракторный фонд». На эту тему даже написана одноимённая картина (1935) художника А.Мясникова. Она хранится в ЧГХМ.
… На моё замечание о сомнительных экспонатах в витринах сотрудница музея отвечала, что это, мол, старинные исторические образцы.
— А с эстетической точки зрения?
— С эстетической, конечно…
Насколько нам известно, в штате ЧНМ нет реставратора по костюмам и тканям. Музейщики говорят, что нужно бы отправить учиться сотрудника музея на учёбу в музей Санкт-Петербурга. Но на это нет средств. Известно, что культура финансируется в стране по остаточному принципу. Но на гранты средства ведь находятся. Вот бы использовали на учёбу реставратора…
Вопрос не простой. Автор этих строк был в этом музее в качестве посетителя в апреле и сентябре 2016 года совершенно один. В первый раз и сотрудников не было. Только охрана. Во второй раз, 9 сентября — одна сотрудница. 12 сентября звонил несколько раз. Вахтёр отвечала, что никого нет кроме одной девушки-дизайнера. (Может, все ушли на подготовку к выборам?)
В зале для будущей «Серебряной кладовой» стоят стол и стулья. По словам сотрудницы здесь проводятся занятия со школьниками по изучению вышивки. Бывают экскурсии. В том числе и туристов.
В отчёте администрации ЧНМ за 2015-й год на его сайте о посещаемости приводятся обобщённые цифры, включая филиалы. Говорится, что показатели улучшились по сравнению с прошлым годом…
… Итак, критикам МЧВ отвечали, что развернутая экспозиция, как бы, временная. А критика и предложения специалистов будут учтены при подготовке новой экспозиции — проекта «Серебряная кладовая». В отчёте ЧНМ за 2015-й год указано, что на новый проект 2016 года выделен новый грант на сумму 2856000 рублей.
Казалось бы, критику и предложения учли. Летом 2016 года на сайте ЧНМ опубликовали сообщение и Положение об открытом творческом конкурсе на лучший дизайн-проект «Серебряной кладовой». В нём была указана сумма, выделенная на проект, — 2600000 рублей. Проекты представлялись под цифровым шифром авторов. Но, как сообщил нам участвовавший в конкурсе Ю.Ювенальев, сам принёсший в ЧНМ необходимые по Положению макет, материалы и документы, эти шифры для руководства ЧНМ являлись секретом Полишинеля.
О ходе конкурса сообщалось на сайте ЧНМ. Сначала в нём участвовали три конкурсанта, включая Ю.Ювенальева. Потом конкурс продлили, его условия по ходу рассмотрения изменили и попросили участников доработать свои проекты. На новом этапе в конкурсе добавился ещё один участник. Ювенальев дорабатывал свой проект в своей деревне, где работает летом. Когда он после доработки привёз в ЧНМ обновлённый вариант, вдобавок к основным прежним, находящимся в музее, председатель комиссии, директор ЧНМ ему сказала, что он опоздал на день. О том, что Ювенальев не допущен к конкурсу директор заявила на заседании комиссии 6 сентября. Оправдания участника, что основные материалы его проекта оставались в музее и др., не учли.
На заседании выяснилось, что один из участников конкурса уже работал над экспозицией в музее вышивки.
Ваш корреспондент, присутствовавший на заседании комиссии 6 сентября, в письме директору ЧНМ попросил назвать род занятий всех участников конкурса.
Во-первых, надо учесть, что автор опытный профессионал музейного дела. В его мастерской удалось рассмотреть тщательно исполненный макет в деталях и планшеты, ознакомиться с документами.
— Я хотел показать кроме национальных костюмов и украшений 18-20 веков ювелирное производство с мастерскими, плавильными горнами в исторической последовательности, — рассказывает Юрий Ювенальевич. — То есть, вышел за пределы узкой задачи конкурса — показать только изделия 18-20 веков. Ведь наше искусство имеет более древние корни. В проекте совсем не предусмотрено искусство средних веков. Хотел также составить композиции с жанровыми сценками участников — мастеров-ювелиров, ткачих, вышивальщиц.
— На манекенах?
— Да.
— А не думали о живых представлениях?
— Можно было бы организовать и театрализованные представления…
А меня просто исключили из конкурса по формальному поводу. Председатель комиссии ввела членов комиссии в заблуждение, сказав, что я не представил документы и материалы. Как же так? Ведь я с самого начала вовремя сдал все положенные материалы и документы согласно Концепции проекта и уже участвовал в первом этапе конкурса. Все необходимые материалы и документы находились в музее. Потом вдруг нас почему-то заставили дорабатывать. А потом мне председатель заявила, что я опоздал…
12 сентября 2016 на сайте ЧНМ был объявлен победитель конкурса преподаватель местного художественного училища А.Алексеев. (Это училище прежде окончила председатель комиссии.) Там же указаны фамилии и род занятий двух других участников. Один дизайнер и один старший преподаватель вуза. Интересно, что 2 фото, очень похожего на последнего, человека с такой же фамилией и именем размещено в списке друзей председателя комиссии на ёё личной странице в одной социальной сети. Так же эти же фамилия и инициалы указаны в числе соавторов статьи председателя комиссии, опубликованной в сборнике материалов научно-практической конференции на одном из сайтов. В списке друзей директора также указаны и фамилии (с другими именами), совпадающие с фамилиями двух других участников конкурса. Но, это, наверно, случайные совпадения.
… Четвёртый участник конкурса в сообщении об итогах конкурса — Ю.Ювенальев даже не упоминается…
В ходе проведения различных конкурсов известна практика, когда они проводятся фактически формально. Когда фактически есть персоны грата и нон грата. То есть, персоны желательные и нежелательные. Когда результат конкурса фактически предопределён заранее. Но это — к слову. И к нашему случаю это не относится, разумеется.
В профессиональной лексике журналистов оппозиционных средств массовой информации (СМИ) и сотрудников правоохранительных органов есть такой жаргонизм — «распил». От словосочетания «пилить бюджет». Эта практика распространена и известна не только в нашей стране. «Пилят» не только бюджеты, но и строительные и другие подряды. Иногда «пильщиков» задерживают правоохранительные органы и привлекают к уголовной ответственности. В СМИ освещаются громкие скандалы по данной теме.
Возможно, где-то «пилят» и гранты? Но, наверно, такое может быть только в «загнивающих» (как писал один советский классик) западных странах, где рулят «акулы капитализма» и разные мафиози. А в нашей, Богом избранной стране, самой справедливой в мире, разумеется, такое невозможно в принципе… Тем более, где директора музеев указаны в списке сторонников партии власти.
Тимӗр Акташ.
Чебоксары, 14 сентября 2016 года
На снимках: Зал музея (48 кв. м), где планируется разместить «Серебряную кладовую»; макет и планшеты для экспозиции «Серебряной кладовой» Юрия Ювенальева; участник конкурса Юрий Ювенальев. Фото автора.
P.S. 1. Как сообщил на днях Ю.Ювенальев, по поводу критики МЧВ и конкурса он вновь обратился с заявлением в Министерство культуры ЧР, был на приёме у министра. Тот поручил рассмотреть заявление своему заместителю. Будем ждать — как будут развиваться события вокруг МЧВ дальше.
2. Было бы интересно прочитать и альтернативную оценку событий с точки зрения Конкурсной комиссии ЧНМ, а также позицию Министерства культуры ЧР.
3. Рассмотренная проблема, на наш взгляд, выходит за пределы деятельности ЧНМ и МЧВ. В Положении о конкурсе было записано, что среди основных его задач — «привлечь внимание общественности к созданию «Серебряной кладовой». Предусматривалось выставить проекты на обозрение публики и обсуждение проектов общественностью. Но, кажется, такого не было. И, на наш взгляд, всё решалось в узком кругу, кулуарно. (Тем, более, летом, в период отпусков.) Правильно ли это?