Этнографические и исторические данные позволяют видеть в бесермянах потомков волжско-камских болгар.
Из большой Советской энциклопедии.
В этой статье речь пойдет о бесермянах, то есть, о небольшом народе, проживающем в настоящее время в основном в северо-западных районах Удмуртской республики в бассейне реки Чепец и прилежащих районах Кировской области. Хотя удмуртские историки и этнографы причисляют бесермян к удмуртскому народу, а татарские историки отождествляют их с татарами, но сами бесермяне считают себя самостоятельным этносом. В то же время их исторические корни по сведениям многих ученых-тюркологов неразрывно связаны с историей волжских булгар и их прямого исторического преемника- чувашского народа. О прямом историческом родстве волжских булгар и сегодняшних чувашей пишется в английском энциклопедическом словаре «Британика»: «Чуваши- булгары и язык у них- единственный сохранившийся в мире- булгарский». То есть, как видим, сегодняшний чувашский народ является непосредственным историческим продолжением народа под названием «булгары» или «болгары». Чуваши сегодня разговаривают на языке волжских булгар. Поэтому под этнонимом «булгары», нам без всяких сомнений нужно подразумевать чувашей. И в данной статье, где речь пойдет об исторических булгарских корнях бесермян, - тоже.
По данным Института общей генетики им. Вавилова Н.И. РАН (А. Н. Горшкова, Ю. В. Шнейдер, И. Ю. Морозова, О. В. Жукова, С. Ю. Рычкова) от 2013 года, бесермяне генетически стоят ближе к тюркам. В источниках высказываются предположения о прямой исторической преемственности бесермян с булгарским племенем берсула Волжской Булгарии. О булгарских, добулгарско-тюркских и чувашских этнических корнях бесермян в разное время высказывались такие маститые ученые-историки, как П.Н.Штейнфельд, В.Н.Бельцер, Т.И.Тепляшина, В.Ф.Генинг, И.Н.Смирнов, В.В. Напольских и другие. Русские летописи 13-го века фиксируют бесермян на Волге, в Нижнем течении Камы на территории Волжской Булгарии, а конца 13-го-15 веков и на реке Чепец. Данный факт объясняется уходом бесермян после завоевания их родины- Волжской Булгарии в 1236-40 годах монголо-татарами на север- к удмуртам (вотякам). Примером упоминания бесермян в русских летописях того периода служит такая запись: «Князь Василий Дмитриевич в 1399 году отправил брата Юрия в Болгарскую землю, он их землю повоевал и много бесермян и татар побиша» (Воскр. летопись, т.7, ч.2, с.72). То есть видим, как летописец не отождествляет бесермян с татарами.
Рассмотрим факторы, повлекшие за собой массовый уход предков чувашей- булгар в бассейн реки Чепец на землю удмуртов, где в начале 13-го века булгар еще было. Во первых, Волжская Булгария в 1236-40-м годах была завоевана монголо-татарами, после чего уцелевшие от геноцида булгаро-чуваши скрылись в труднодоступных местах, к которым относился и бассейн реки Чепец в Удмуртии. По М.Г. Атаманову, местные удмурты (вотяки) пришлых булгар звали «дюаш ар», то есть, чувашами. Во вторых, Волжская Булгария, попавшая после своего завоевания монголо-татарами в состав Золотой Орды, в конце 13-го века разделилась на две части: Западный Булгарский эмират и Восточное Булгарское царство. В Западном эмирате жили желающие консолидироваться с монголо-татарскими завоевателями перешедшие в 10-м веке в ислам булгары-исламисты из династии Асана- асанцы. Центром их эмирата стал город Казань. В восточной половине страны, а особенно в городах Чаллы и Жукотин, были крепкие позиции булгар из династии Челпира- ашрафидов, боровшихся за освобождение булгар от Золотой Орды, стремившихся сохранить булгарскую культуру, язык и свою этническую религию. Позиции булгар, придерживающихся независимой политики от завоевателей, были крепкими и на Правобережье Средней Волги, где в конце 13-го века возродился город Веде-Сувар, то есть сегодняшний город Шубашкар (Чебоксары).
Но из-за внутренней борьбы Волжская Булгария сильно ослабла и в конце 13-го-в начале 14-го веков попала под абсолютное господство золотоордынцев. Булгар, не принявших ислам, золотоордынцы стали насильственно исламизировать и отатаривать (Н.Ф.Катанов). Данное обстоятельство усилило отток многих булгар на Правобережье Волги и в бассейн реки Чепец. В результате этого и бассейн реки Чепец стал местом консолидации булгар, стремившихся к независимости от татаро-монголов. С 1361-го года после карательной экспедиции на Волжскую Булгарию монголо-татарских войск под командованием Булат-Тимера асанцы-исламисты при поддержке своих хозяев из Сарая стали одолевать булгар- ашрафидов. По этой причине усилился дальнейший уход булгар-ашрафидов на Правобережье Волги, в Закамье и на реку Чепец. Также, и восточная половина Булгарии, называемая сегодня учеными Чаллы-Черемшанской провинцией, стала прибежищем для сородичей-булгар, бежавших от репрессий из западной половины Булгарии.
С 1376-го года в Золотой Орде шла гражданская война, повлекшая массовое бегство татаро-кипчаков с юга Золотой Орды на север Орды- на территорию Волжской Булгарии. Пришлые татаро-кипчаки, называемые уже просто татарами, на религиозной основе стали стремительно сближаться с булгарами-исламистами в один татарский этнос. Булгары- мусульмане перенимали у пришлых татар-единоверцев их язык и обычаи, то есть коренное булгарское население Волжской Булгарии продолжало отатариваться. А булгары, стремившиеся сохранить независимость и язык, продолжали концентрироваться в Закамье и на реке Чепец на территории современной Удмуртии, в Чаллы-Черемшанской провинции на территории сегодняшнего Татарстана, на Правобережье Волги на территории сегодняшней Чувашии.
В конце 14-го- в начале 15-го века на земле Волжской Булгарии происходили страшные и трагические события. К ним относятся походы Уксах-Тимура (Тамерлана) в 1391-м и в 1395 году на Золотую Орду, в составе которой была Волжскя Булгария, при которых на земле Волжской Булгарии с целью подавления сопротивления местного населения агрессором был устроен геноцид. В 1396-м году ослабленная Волжская Булгария подверглась нападению князя Василия Дмитриевича, в 1399 году - нападению московского князя Юрия. В начале 15-го века походы московских и новгородских князей на Волжскую Булгарию участились. Волжскую Булгарию с юго-востока грабили ногайские татары хана Едигея. А с юга земли булгар продолжали терроризировать ханы и ханычи Золотой Орды. В 1405-м году власть в г. Булгаре захватил сын хана Едигея- Джалал-аддин, после которого правителями в Булгаре в разные годы сидели другие татарские ханы. Данный факт говорит о хозяйничании в городе Булгаре с начала 15 века уже не булгарских царей, а татарских ханов.
В итоге перечисленных войн и геноцида булгарского населения территории сегодняшних Ульяновской, Пензенской, Самарской, Саратовской областей, правобережной части Татарстана, юго-восточной части Чувашии были превращены в необитаемое «дикое поле». На обезлюдевших землях со своими стадами стали кочевать кочевые народы. Сами оставшиеся в живых булгаро-чуваши сохраняли свою власть только в Чаллы-Черемшанкой провинции, на Правобережье Волги и на реке Чепец в Закамье. Кроме этого часть булгар вообще ушла за пределы Волжской Булгарии на территории сегодняшних Нижегородской, Сумской, Кировской областей, в Таболо-Иртышское междуречье и в другие места. В 1431-м году московский воевода Федор Давыдович Пестрый окончательно разрушил г. Булгар, который больше восстановиться уже не смог. А г. Казань стал играть роль новой булгарской столицы.
В результате этих трагических событий с начала 15 века этноним «булгары» относительно не отатарившихся булгар, продолжающих разговаривать на родном языке и исповедовать свою народную религию постепенно заменяется этнонимом «чуваши», которым предки чувашей- булгары называли себя с древних времен (Н.И.Ашмарин). Но многие русские летописцы, дифференцировавшие раньше булгар от татар, теперь все население Волжской Булгарии, включая и булгаро-чувашское, в своих летописях стали инерционно называть только татарским. Кроме этого, и булгаро-чувашей, живших на реках Чепец и Вятка, они еще продолжали отождествлять с известными им удмуртами (вотяками) или татарами, а булгаро-чувашей на Правобережье Волги- с черемисами (марийцами). Поэтому нам- современным читателям к сведениям русских летописцев о «татарах», «черемисах» и «вотяках» нужно подходить творчески, подразумевая в названиях этих поволжских народов и пока неизвестных летописцам того времени чувашей.
В течении первой половины 15-го века Золотая Орда распалась на Сибирское, Крымское, Казанское, Астраханское, Узбекское ханства, Ногайскую Орду и Большую Орду. Основная масса чувашей оказалась в составе Казанского ханства, занимавшего в основном северную половину территории бывшей Волжской Булгарии. То есть и Правобережье Средней Волги в регионе г. Чебоксары, и бассейн реки Чепец на территории Удмуртии, и Восточная часть Волжской Булгарии в регионе г. Чаллы с компактным проживанием чувашского населения оказались в его составе. Ханство было разделено на административно-территориальные единицы- даруги: Галицкая- в западном направлении от г. Казани к г. Свияжску и дальше; Алатская- северное направление от Казани к Вятке; Арская- через г. Арск в удмуртском направлении до реки Чепец: Чувашская- восточное направление от Казани в сторону г.Чаллы и реки Черемшан и дальше до Уральских гор. Чувашская даруга подразделялась на 3 пути (А.Н.Семенов-Савруш, г. Казань). Позже из восточного направления была выделена Ногайская даруга. То есть, булгаро-чуваши Чаллы-Черемшанской провинции с центром в г. Чаллы, продолжавшие проводить независимую политику в отношении центральной власти, оказались на территории Чувашской даруги и позже образовавшейся Ногайской даруги.
Рис.1. Районы расселения народов Среднего Поволжья на карте Казанского ханства.
По А. Н. Семенову-Савруш (г.Казань), в 18-м веке Чувашская даруга по названию чувашской д. Зюри, через которую проходила основная сухопутная дорога, была переименована в Зюрейскую даругу. Она из Казани шла на линию современной трассы М-7 (Челнинское направление) и проходила через места, где сегодня расположены населенные пункты: Кощеково, Шигалеево, Ленино, Кокушкино, Пановка, Тюлячи, оттуда через реку Меша по мосту- д. Старые Зюри (середина тракта), Баландыш, Кибячи, Абди, Никифорово, Ишкеево, Ошма, г. Мамадыш, г.Елабуга, Сарапул и далее через р. Кама на Урал. Поселения вдоль дороги: Енесал, Культура, Зюри, Савруш, Карашерма, Чаллы, Агрыз, Камышлы, Ирыклы и другие. Чувашское население многих сел, расположенных на территории Чувашской даруги, в последующие века под давлением ислама и других исторических причин или отатарилось, или обрусело. Чуваши села Зюри отатарились.
Булгары- бесермяне, проживавшие в бассейне реки Чепец, в 15-м веке оказались на территории Арской даруги Казанского ханства с административно-управленческим центром в г. Арск. С исчезновением с употребления этнонима «булгары» в русских летописях середины 15 века и жалованных грамотах арских (каринских) князей бесермян стали все чаще и чаще называть еще и арскими чувашами. При Казанском ханстве, если на Правобережье Волги и на территории Чувашской даруги власть хана и исламского духовенства была не прочной, то на территории Арской даруги, где проживали арские чуваши, она была сильнее. Поэтому они- арские чуваши-бесермяне , длительно проживая под властью казанского хана и исламского духовенства, в дальнейшем подверглись более масштабной и активной исламизации и татаризации, чем чуваши Правобережья Волги. Данный исторический факт дает повод сегодняшним татарским историкам отождествлять бесермян с татарами. А кроме этого, чуваши Арской даруги, длительно проживая среди удмуртского населения, подверглись сильному влиянию и удмуртского языка, то есть произошло взаимное смешение булгаро-чувашского и удмуртского компонентов (М.Г.Атаманов). Но и сам чувашско-бесермянский язык оказал сильное влияние на язык удмуртов. Сегодня в удмуртском языке имеется до 500 слов, заимствованных в 8-13 веках от булгаро-чувашей. Примеры: шур (удм)- шур (чув.), йыпет (удм.)- йӗпе (чув.), сюрес (удм.)- ҫӳрес (чув.), кар (удм.),- кар (чув.), урам (удм.)- урам (чув.), кенеш (удм.)- канаш (чув.), веме (удм,)- ниме (чув.) и многие другие.
В 16-м веке «чуваша каринская старая» на реке Вятке и его притоке- реке Чепец пополнилась выходцами из Заказанья (Казанского и Свияжского уездов). По В.В.Напольских, в бассейн реки Чепец переселились и чуваши-бесермяне из Арской земли. Кроме этого, материалы переписей 16-го века бесермянское население под этнонимом «чуваши» фиксировали в нижнем течении р.Вятки, в бассейнах рек Иж и Тоймы на территории юга сегодняшней Удмуртской республики. В 17-м веке бесермяне также отождествляются с чувашами. К примеру, в документах 1615-го и 1646-го годов при учете населения Вятской земли вместе с удмуртами и татарами отдельно фиксировались и бесермяне (чуваши). То есть, называя бесермян в скобках чувашами, переписчики видели в бесермянах чувашей (А.Галеев, г.Глазов). То есть, данный факт говорит о чувашских исторических корнях сегодняшних бесермян и существовании их как отдельного этноса рядом с удмуртами и татарами. Но с конца 17-го века этноним «чуваши» применительно к бесермянскому населению начинает вытесняться этнонимом «бесермяне» и постепенно уходит с арены. В 1891-м году в Российской империи проживало 10800 бесермян.
Коли в данной статье выше речь зашла о каринских (арских) князьях, то, исторические связи каринских князей с чувашами-бесермянами были очень тесными. Поэтому вопрос о каринских (арских) князьях требует более подробного освещения. О появлении арских князей существуют 2 версии. По А. Культаси- историку 18-го века, в 1229-м году в столице Волжской Булгарии в ходе борьбы булгарских династий за власть князем Гази-Бараджем для охраны царского дворца был сформирован казацкий отряд из заказанских булгар-язычников. Как видим, не из булгар-мусульман, а из булгар-язычников. Когда Гази-Барадж был низложен, его казаки сбежали от преследований на Вятку (Нухрат) и на нижнем течении реки Чепец заложили княжество с рядом селений (вероятно Кашкаров, Котельный, Мукулин) с центром в селе Карино. Корень названия с. Карино- булгаро-чувашское слово кар , название с. Кашкаров- чувашское слово кашкӑр. После нашествия монголо-татар каринские булгары-казаки под руководством своего предводителя Гази-Бараджа перешли на сторону хана Батыя и участвовали в его походах на Запад. По другой версии Б.Г.Устинова, с.Карино на Вятке было основано в 1250-м году булгарским князем Карабаем, отступившим под ударами монголо-татар. После нашествия Менгу-Тимера в 1278-м году часть каринских булгар-язычников приняла православие и стала главенствующей в Нухрате. В 14-м веке другая часть каринцев приняла ислам и вследствие этого отатарилась. Таким образом, после этого в Каринском княжестве в течении определенного времени сосуществовали старая булгаро-чувашская этническая религия, православие и ислам. Но изначально все были язычниками, то есть булгарами, отказавшимися в 10-м веке по приказу царя Альмуша принять исламскую религию. А впоследствии, как знаем, булгар, исповедующих свою этническую религию, стали звать чувашами. То есть, приходим к выводу: основателями Каринского княжества изначально были булгаро-чуваши.
В последующем проживание булгаро-чувашей на Чепце совпало с основанием новгородскими и устюжскими людьми русских селений на Вятке: Никулицын, Хлынов, Котельнич. Вследствие этого Каринское княжество не смогло сохранить свою самостоятельность. Взаимоотношения каринских (арских) князей с русскими регулировались договорами. Они удержали здесь свою самостоятельность до покорения Москвой Вятской общины в 1489-м году. Вместе с ней утратило самостоятельность и Каринское княжество, которое русским царем вместе с Вяткой было присоединено к Москве. В то время Вятская земля и территория Удмуртии были малозаселенными территориями. Поэтому русский князь Иван 3-ий наделил каринских (арских) князей дополнительными землями и поручил по возможности заселить их людьми, чтобы те приносили государству доход. Действительно, в 15-16-м веках политика заселения малонаселенных земель вдоль реки Чепец проводилась. По В.С. Чуракову, заселение проводилось выходцами из Казанского ханства, преимущественно удмуртами и чувашами-бесермянами, которые являлись основным населением провинции ханства. Как был сказано выше, в 16-м веке «чуваша каринская старая» на реке Вятке и его притоке- реке Чепец пополнилась выходцами из Заказанья (Казанского и Свияжского уездов). По В.В.Напольских, в бассейн реки Чепец переселились и бесермяне из Арской земли.
В летописи об арских чувашах говорится: «При царе Иоанне 4-ом московские ратные люди ходили на Казань в 1540-м, 1547-м, 1548-м, 1550-м, 1552-м годах. Тогда горные черемисы и чуваши передались России. Скоро и другие инородцы края потребовали от Казани подчиниться Москве. Арские чуваши с оружием явились на ханский двор и стали требовать, чтобы он покорился Москве». Кем были пришедшие: князья или простые чуваши-бесермяне, не говорится. Если князья, то, согласно летописи, арскими (каринскими) князьями были чуваши. Простых чувашей в ханский двор не пустили бы. После присоединения Казанского ханства к России каринские князья сохраняли свои титулы до 1588-го года, после чего их титулы царем были упразднены. Таким образом, Каринское (арское) княжество, изначально заселенное язычниками булгаро-чувашами, но впоследствии под давлением ислама отатарившимися, прекратило свое существование. Но оно оставило свой след в истории чувашского народа.
По Денису Титову- „бесермяне- потомки волжско-камских болгар, не успевших раствориться в среде удмуртов“. Поэтому и сегодня в лексике бесермян много чувашских наречий, отсутствующих в языке удмуртов. В их материальной кульуре и традициях много общего с чувашами. Ведь бесермяне, как и чуваши веками жили общинами, для взаимопомощи друг другу в строительстве хозяйственных строений и на другие дела дружно собирались вместе. Данный хороший обычай у бесермян и удмуртов и сегодня называется „веме“, а у чувашей- „ниме“. Созвучие- налицо. Хотя бесермяне сегодня являются христианами, но в их религии в синкретизме с православием и пережитками ислама, как и у чувашей, сосуществуют яркий культ предков и другие обычаи их этнической веры. Бесермянский костюм корнями уходит в булгарскую эпоху и во многом сходен с чувашским костюмом. К примеру, женские головные уборы такья и кашпу являются аналогами чувашских головных уборов тухья и хушпу. Женское чрезплечное украшение с прикркпленными на него монетами, красный платок с рисунком имеются и в бесермянском,и в чувашском национальном костюмах. У обоих народов одежда украшается вышивкой красного и белого цвета и монетами. Традиционное историческое занятие бесермян как и у чувашей- пашенное земледелие: рожь, ячмень, овес, пшеница, репа, овощи. И бесермяне, и чуваши массово занимались и занимаются пчеловодством. Коноплю и лен, как и чуваши, бесермне раньшевыращивали для домашнего ткачества. Животноводство играло и играет важное значенние.
Рис.2 Одежда бесермянки и чувашки.
До 1926-го года бесермяне считались отдельной народностью, они не отождествляли себя с удмуртами. Они, кроме отатарившихся бесермян, не отождествляли себя и с татарами. По переписи 1926-го года в России проживало 10034 человека бесермянской национальности. Но в этом году они были приписаны к удмуртскому народу и до 1992 года считались составной его частью. Естественно, обучаясь в школах по учебникам на традиционном удмуртском языке, они в своем родном бесермяно-чувашском языке многое утратили. По инициативе бесермянской общественности в 1992 году было вновь восстановлено историческое имя бесермян, как отдельного народа. Было основано Общество бесермянского народа. По переписи 2002 года в России проживало 3122 человека бесермянской национальности, а в 2010-м году- 2101 человек. Сегодня они в основном проживают в Балезинском, Юкаменском, Ярском, Глазовском районах УР, в Слободском районе Кировской области в 41 населенном пункте, в 10 мононациональных деревнях.
Резюмируя вышесказанное, напрашивается такой вывод. Бесермяне, как составная часть булгаро-чувашского народа, проживали в государстве Волжская Булгария еще до его завоевания монголо-татарами в 1236-41 годах. После его порабощения, спасая свои семьи, они стали уходить в Закамье и на реку Чепец, находившуюся на территории современной Удмуртской республики и сопредельных районов Кировской области. Местные удмурты звали их «дюаш ар», то есть чувашами. Уход бесермян на реку Чепец вследствие определенных исторических факторов продолжался и в последующие века при существовании Золотой Орды и Казанского ханства. В результате этого бесермяне-чуваши сконцентрировались в бассейне рек Чепец и Вятка. В русских летописях они фиксированы как «арские чуваша». В удмуртоязычной среде между коренными удмуртами и пришлыми бесермянами-чувашами произошло смешение культурных и языковых компонентов, вследствие чего бесермяно-чувашский язык наполнился удмуртской лексикой. Кроме этого, бесермяне, проживая на территории Арской даруги Казанского ханства, подпали под сильное давление ислама, и как и многие чуваши, отатарились. Но сами бесермяне не отождествляют себя ни с удмуртами, ни с татарами, и, являясь прямыми историческими наследниками булгаро-чувашского народа, осознают себя самостоятельным этносом. То есть являются однокоренным народом с сегодняшними чувашами.
Аркадий Русаков
Redakcia noto: La publikigo de artikoloj ne signifas, ke la redakcia estraro dividas la opinion de ĝiaj aŭtoroj.
Цитата: "Поэтому и сегодня в лексике бесермян много чувашских наречий, отсутствующих в языке удмуртов."
Ку — халлап. Бесермансен чĕлхи — чат удмурт чĕлхи.
Енчен те бесермансен диалектĕнче ытти удмуртсенчен кăштах урăхлараххи пур пулсан, çав япала чăвашлăхпа сахал çыхăннă. Чăваш чĕлхин паллисене бессермансенче шыраса тупас тесе ăславçăсем нумай чакаланнă, анчах питех тупайман.
Тĕрĕссипе чувашизмсем удмуртсен пурин те пур (500 пĕрчĕ тупса палăртнă), Ку тĕлĕшпе бесермансен диалекчĕ ытти удмурт диалекчĕсенчен нимпе те уйралса тăмасть темелле.
Паянхи бесермансем — удмуртсем.
Михаил Волков // 3080.61.7550
2018.03.14 22:46
Аван статья. Сарлакан усять темона. Агрыз - ЕГЕРЖЕ, чвашла
АКРСЬО "Аграрий", ПУЛОХАР смахон синонимэ.Грексем АГАЧИРта тене плхарсене. АР
Михаил Волков // 3080.61.7550
2018.03.14 22:57
АКР ЙЫТТИ АШСА ПЫРАТЬ. СЮНАТТИ ВИТЕР ХВЕЛ ПХАТЬ.
Грексем плхарсене АГАЧИР та тене.
Иван // 1926.33.5533
2018.04.09 21:18
Если говорим как многие татары сегодня являются отатарившимися в прошлом чувашами, то с уверенностью можно сказать и о бесермянах-чувашах как о обудмуртившихся чувашах. Не зря же национальная одежда, традиции бесермян и сегодняшних чувашей во многом схожи.
Агрыз вырăсла синонимĕ крыжовник, çавах бересень. Енчен те сирĕн евĕр чакаланса кайсан, темĕне те каяшлă вĕренпе туртса кĕртме май пур. Тен, кашни хăй вырăнĕнче хăйне туйсан аванрах: чăваш хăйне чăваш тесен, ыттисем те çавах. Паянхи кун вара чăваш ачисем çине тăрса эпĕ вырăс тесе тавлашаççĕ, кунта никамăн та айăпĕ çук, енчен те пирĕн халăхра çавнашкалсем пуррине
Каларов // 3558.05.5124
2019.11.30 17:08
Хватит оправдываться и доказывать. Это тупик.
Надо действовать.
Гость // 2106.59.5997
2024.11.13 02:09
«В этих условиях, - отмечает Н. В. Никольский, - чтобы сохранить свои права на земли, владетельные особы из чувашей принимали христианство и постепенно сливались с коренным русским элементом. Другие чувашские родоначальники сближались с татарскими князьями, чтобы совместно противодействовать ограничительным мероприятиям правительства. Чувашские мурзы Нижегородского края, упоминаемые под 1647 г., к началу XVIII в. не существуют: «они отатарились и омусульманились». Tаким образом, в условиях противостояния ислама и православия в Поволжье чувашские мурзы и князьки, то есть та часть чувашей-язычников, которая была в социально-культурном плане наиболее развитой частью этноса, или обрусевала, или отатаривалась, перенимая ислам.
гость // 2106.59.5997
2024.11.13 02:10
С удмуртами тоже самое было
Дореволюционные исследователи отмечали у удмуртов обычай празднования пятницы, широкое распространение татарского языка, заимствования в одежде и быту, наконец, переходы в ислам. Когда в 1832 г. Малмыжский уездный суд сообщил церковному начальству о принятии «магометанства» 30 удмуртами д. Маскара, выяснился факт «полного отатарения вотяков»:
жители деревни, многие из которых приняли ислам еще в самом начале XIX в. [1, с. 352–353, 388],
говорили между собой по-татарски, роднились с татарами, «одежда, расположение жилищ, обряды, богослужение – все татарское» [2, с. 485–486]. В 1872 г. в ислам перешел зажиточный удмурт Кузьма Васильев из «не склонной к магометанству» д. Нырьи Мамадышского уезда Казанской губернии [3, с. 462]. Крещеные удмурты д. Каинсар того же уезда приняли мусульманскую веру в 1881 г.
Гость // 2106.59.5997
2024.11.13 02:27
Ну не только бесерямн записали в удмурты.
Тоже самое было и с Мишарами их тоже записали в татары как и тептяр. Также мокша и эрзя объединили в мордву.
Кумыков тоже хотели записать в татары.
А ведь бесермяне раньше были мусульманами. Но стали крещеными. Как и чуваши. В 40-х гг. XVIII в. происходили многочисленные выступления чувашей против насильственной христианизации.
Кстати Шелеби жил вместе с мишарами в ново-узеево.
Но мишар тоже в свое время насильственно записали в татары, так как многие исповедовали ислам.
Геннадий Николаевич // 1734.10.6922
2024.12.09 13:24
Паллах енте, бесермянсем пирки тавлашмалла та мар, ним вăртăнлăх çук. Кунти 2 фото пирĕн "Чувашский костюм" кенекерен илнĕ, унта эпир 2002 çултах çав çыхăнусене палăртса хунăччĕ.
О связи чувашей и бесермян нет спора или загадки. Некоторые материалы по костюму приводились нами в 2002 г. издании "Чувашский костюм от древности до современности" (фото взяты именно оттуда). Уточним также, что здесь корректнее говорить о "предках чувашей" и "предках бесермян".
Ку — халлап. Бесермансен чĕлхи — чат удмурт чĕлхи.
Енчен те бесермансен диалектĕнче ытти удмуртсенчен кăштах урăхлараххи пур пулсан, çав япала чăвашлăхпа сахал çыхăннă. Чăваш чĕлхин паллисене бессермансенче шыраса тупас тесе ăславçăсем нумай чакаланнă, анчах питех тупайман.
Тĕрĕссипе чувашизмсем удмуртсен пурин те пур (500 пĕрчĕ тупса палăртнă), Ку тĕлĕшпе бесермансен диалекчĕ ытти удмурт диалекчĕсенчен нимпе те уйралса тăмасть темелле.
Паянхи бесермансем — удмуртсем.