Eniri | Registriĝo | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
 

Reklamo

Эрбина Никитина: Как волжские булгары в XXI веке татарами стали

Эрбина Никитина07.01.2025 12:436425 Пурĕ пăхнăŜanĝi Forigi

Уже не первое десятилетие в научном и журналистском пространстве нашего региона происходит битва за булгарское наследие между татарами и чувашами. Схватки усиливаются в периоды политико-идеологических трансформаций и утихают в сытные времена. Десятки публикаций на эту тему появилось в последние годы – от перепечатки материалов вековой давности до создания многочисленных интервью и подкастов в интернете.

 

Давно официально в «Краткой чувашской энциклопедии» (Чебоксары, 2001, с. 465) зафиксировано, что «сторонники теории булгарского происхождения чувашей многочисленны (Н.И. Ашмарин, В.Н. Татищев, А.П. Смирнов, Н.А. Баскаков, В.Д. Димитриев, В.Г. Егоров, П.В. Денисов)», и перечислены имена таких серьезных исследователей, как татарский Д.М. Исхаков, хакасский Н.Ф. Катанов, чувашские В.Ф. Каховский, А.А. Трофимов, М.Р. Федотов, башкирский Р.Г. Кузеев, немецкий Н.Н. Поппе, и многих других ученых историков, археологов, лингвистов, этнологов. Но научные знания с каждым годом обогащаются, находятся новые документы, артефакты, первоисточники. Неизмеримо расширила возможности исследователей электроника, вследствие чего зачастую возникают трения, не всегда научные и доказательные.

Затравка для татаро-чувашского спора содержится в трудах Николая Никольского, Гурия Комиссарова, Эндри Турхана и особо — в докладе историка, этнографа, идеолога чувашского булгаризма Михаила Петрова-Тинехпи «Происхождение чуваш» от 26 февраля 1925 года, который сегодня активно тиражируется в Сети. Заявив, что «казанские чуваше-татары – потомки булгар», Петров-Тинехпи предложил весьма аргументированное объяснение, почему «татары казанские не любят отождествлять себя с азиатскими пришельцами XIII века». Потому что татары (единственный народ, кроме чувашей, претендующий на происхождение от булгар) — в значительной степени отатарившиеся чуваши!

Ретрансляция подобных идей, конечно, не может не вызывать реакцию. «Наследники серебряных болгар: исторические источники, народная одежда, чувашский и татарский язык» (11.10.2019) и «Кто же настоящие потомки древних булгар — чуваши или татары?» (12.10.2019) на платформе «LiveJournal», «Падение Волжской Болгарии и этногенез татар» на сайте ИА «IslamNews» (15.08.2021), «Волжские булгары: являются ли они прямыми предками казанских татар» на сайте «Кириллица» (9.04.2022), полемика с Илгизаром Мугаевым об арабском происхождении булгарского слова «самана» на странице сообщества «Чувашский мир» в соцсети «ВКонтакте» (3.01.2025) — это лишь верхушка самых читаемых интернет-публикаций.

Особое место в этом потоке занимают выступления казанских историков Искандера Измайлова и Дамира Исхакова. В видеобеседе «Ясачные чуваши — это татары» (24.09.2023) они настаивают, что Волжская Булгария — неотъемлемое культурно-цивилизационное наследие современных татар, пытаются доказать преемственность между ясачными чувашами и татарами и отрицают связь между ясачными чувашами и современными чувашами.

Следом активизировались татарские ученые. Круглый стол «Западное Закамье в истории народов Республики Татарстан», состоявшийся 15 июня 2023 года в Институте истории имени Марджани, затронул тему этногенеза братских татарского и чувашского народов в новом свете. Татарские историки стали сетовать, что некоторые чувашские активисты создают псевдоисторические конструкции и мифы, ставящие под сомнение давно признанную и академически выверенную картину этногенеза чувашского народа. Директор института, доктор исторических наук, академик Академии наук Республики Татарстан Радик Салихов даже предостерег: «У чувашского народа богатейшая история, но новые псевдоисторические конструкции несут в себе опасность для самих чувашей, потому что они размывают их идентичность». К этим конструкциям были отнесены гипотезы о древних шумерах как предках чувашей и существовавшем в период Волжской Булгарии языческом народе сувар, активная пропаганда чувашского неоязычества, поиск истоков традиционной веры чувашей в зороастризме и языческих святилищ на месте мусульманских памятников Волжской Болгарии. Еще больше соседей возмущает создание на территории Закамья этнотуристического комплекса «Новый Сувар», куда «организуются массовые паломничества или же устанавливаются различные языческие символы и знаки». Напрасно современные чуваши гордятся «Новым Суваром»!

Единственным, кто не согласился с такими заявлениями в публичном пространстве, оказался депутат Государственной Думы Российской Федерации Анатолий Аксаков. 1 декабря 2023 года на Международной выставке-форуме «Россия» он полушутя-полусерьезно заявил: «Чувашия – это Волжская Булгария. Сейчас наши братья-татары попытались украсть эту идею, освоить ее, а на самом деле чуваши – потомки волжских булгар, и очевидной нашей исторической, культурной, глубинной изюминкой должна стать тема Волжской Булгарии». Стоит признать: даже если это и был политический пиар, прозвучало воодушевляюще смело.

А что же наш Чувашский государственный институт гуманитарных наук? Через год после казанского круглого стола, 5 ноября 2024 года наши историки во главе с директором института доктором филологических наук Юрием Исаевым провели свой круглый стол «История и культура чувашского народа: наука и псевдонаука». Наверное, только неимением сил отстаивать историческую правду можно объяснить, почему чувашские историки стали забрасывать камнями не ангажированных коллег-пропагандистов из Казани и местных закосневших ученых, а чувашских бессребреников-краеведов, которые по крупицам собирают, восстанавливают древнюю и современную историю родов, деревень, сел, районов Чувашской Республики и диаспоры. При этом институт до сих пор ни словом не откликнулся на вузовский учебник Зуфара Мифтахова по истории татарского народа, где совершенно искаженно трактуется путь чувашского этноса, не оценил по существу труды Антона Салмина об этнорелигиии и суварах, проигнорировал аналитические обзоры Валентина Макарова «По следам болгар-сувар и чувашей» и Василия Александрова (Садура) «Волжские булгары и чуваши» и др.

Из последнего можно обратить внимание на серию интервью журналиста Элтияра Александрова с лингвоисториком, кандидатом филологических наук, научным сотрудником Высшей школы экономики Александром Савельевым, посвященных чувашской истории. Выпуск 2 «Чувашский суваризм. Перспектив нет» (12.12.2024) восстанавливает в правах чувашский булгаризм с точки зрения лингвистики. Но разве сувары — это миф, и их вовсе не было в Волжской Булгарии? А как же книга Салмина «История чувашского народа: савирская гипотеза» (Чебоксары, 2016)?

Любопытная весть на днях пришла из Татарстана от ведущего телепередачи «Кто мы татары?» историка, этнографа, директора Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Раиля Фахрутдинова: «Исхаков Дамир: Да, чуваши — потомки булгар. Но и о финских предках пусть не забывают» (29.12.2024). Интересно, каким образом отразится на национальном самосознании нашего народа активное продвижение версии, что чуваши — «тюрки, которые появились в Поволжье еще до образования Волжской Булгарии и максимально сильно перемешались с марийцами»? Недотюрки, недофинно-угры, недобулгары...

На фоне нескончаемых перипетий интернетно-поверхностного спора между татарами и чувашами за Волжскую Булгарию, хотелось бы услышать квалифицированные разъяснения и чебоксарских историков. Неужели не найдется ни одного специалиста, кто взялся бы прокомментировать сложившуюся ситуацию в публичном медиапространстве? Древняя этническая история — это не кладбище, где поминают усопших, а родник, чьи воды питают будущее. И начинать орошение, видимо, надо сначала: с поддержкой региональных властей внимательно изучать руины древних городищ булгар Биляр и Сувар, рассматривать каждый кирпич и юба, прочитывать все имеющиеся каменные и бумажные тексты на древних языках, но уже новыми глазами и новыми техниками.

Кто сейчас из наших историков, этнографов, лингвистов, компаративистов профессионально занимается древней историей чувашского народа и дождемся ли мы новых научных обобщений по этой жизненно важной для чувашского народа теме?

 
Redakcia noto: La publikigo de artikoloj ne signifas, ke la redakcia estraro dividas la opinion de ĝiaj aŭtoroj.

Komentoj:

Agabazar // 5170.9.5370
2025.03.03 05:21
Agabazar
Хусанкая малалла вулар.

Пасар каç пĕрре каятпăр
Аттепе вир çуртарма.
Тутар ялĕ çичĕ-сакăр
Çухрăмра лекет çул май.

Темиçе те курнă ахăр
Икĕ ялăн чиккинче
Чул ларатчĕ, кукăр-макăр
Çыру пурччĕ ун çинче.

Çав шур чул пире тĕл килчĕ
Патĕнче пĕр çын. Тутар.
— Тпру! — атте çĕлĕкне илчĕ, —
Тыт-ха, — тет, — Эпир туртар.

— Нăрулла, эс мар-и? — Эпĕ.
— Мĕн унта чаваланан?
— Амитке! Тутар хисепĕ
Çĕкленсе килет, ăнлан!

Хусан хамăрăн пулать тет!
Çак чулсем, пĕлетĕне?
Çĕнĕрен кăтартмалла тет
Хамăр çĕрĕн чиккине.

Ват мулла каласа пачĕ
Пухура, — тет Нăрулла.
— Мĕн тăван эс Хусанпа? — тет
Ман атте, кула-кула.—

Ĕмĕрне те, ман хăраххăм
Ялунтан тухса курман.
Пурăнасчĕ лăпкăраххăн
Туртса яр-ха... Мĕн Хусан!

— Эх, чăваш!Чăваш темерĕн!
Тутарсем тенче тулли!
Пирĕн пулнă-çке, пĕлсессĕн,
Авалхи Хусан хули.

— Пултăр, пултăр, ха — вĕрерĕ!
Ху пит çĕкленсессĕн те
Мана паллăн, тетĕп? — терĕ
Тилхепе туртса, атте.
Сергей Пятаков // 2975.53.1274
2025.03.09 15:57
Что за стихотворение Хузангая ты привёл, Агабазар?
Agabazar // 1951.72.5418
2025.03.09 18:32
Agabazar
Сергей Пятаков, эс те çапла, пи-и-итĕ çÿле çĕкленсе кайсан, пире ан ман вара.

В. Туркай:Мĕн, Агабазар, эс пире тĕлĕнтересшĕн-и?.. Ху питĕ нумай пĕлнине кăтартасшăн-и?..
Çук, Валери Туркай. Эпир те кунта, санашкалах, ахаль «шĕвĕрсем» иккенне кăтартасшăн. Санран нихăш енчен те иртеймен. иртме те питех шухăшламан. Çавă кăна.
Ялтан // 1066.37.9482
2025.03.13 08:43
Туркай хӑҫантанпа историк пулса кайнӑ вара?Тен эпӗ йӑнӑшатӑп.Унӑн историпе
ҫырнӑ ӗҫӗсене вулас кӑмӑл ҫуралчӗ.Ӑҫта тупма пулать-ши?
Agabazar // 3984.73.0041
2025.03.14 22:17
Agabazar
Историк пулса кайрăм тесе каланă-и вара сана Туркай?

Каламан япалана каланă пек туса кăтартни, паллах, йăнăш.

Валери Туркайăн кашни каланă сăмахĕ историе кĕрсе пырать. Хуть те мĕн пирки каласан та.

Ахальтен мар вăл кашни комментари хыççăн датăна кăтартать тата ят-шывне çырать (электронла алпусу теме те пулать пуль, ахăртнех).

Валери Туркай çумне çыпăçсан эс те наччасрах историе кĕрсе каятан. Эппин, килех историе! Ырă сунса кĕтетпĕр!
Вулакан // 1066.37.9482
2025.03.17 18:51
Ку шухăш тĕрĕсленнĕ хыççăн çеç курăмлă пулĕ. Пĕлме: сайтра регистрациленнисен шухăшĕсем тӳрех, малтĕрĕслевсĕрех, курăмлă вырнаçаççĕ.
Вулакан // 1066.37.9482
2025.03.17 18:51
Ку шухăш тĕрĕсленнĕ хыççăн çеç курăмлă пулĕ. Пĕлме: сайтра регистрациленнисен шухăшĕсем тӳрех, малтĕрĕслевсĕрех, курăмлă вырнаçаççĕ.
YURGAN TURINGE // 2023.9.8909
2025.03.18 18:43
YURGAN TURINGE
"Сувар" чĕлхи тĕнче лингвистикинче çуккă, ăна палăртман. Мана чăваш "суваристсен" ДНК касăклантарать (нумай çул генетикă ыйтăвĕпе касăкланнă май), пур-и тестсем тунă суваристсем ? Сăмах май пирĕн (Пăлхар паттăрĕ - Тинехпи те тăван), дунай пăлхарĕсемпе ~7/8 ĕмĕрте пĕр Ар (Y) аслă асаттесем пулнă. Аутосомсем урлă питĕ нумай ватă халăхсем хутшăннă, "суварсем" кăна каллех çук!
Agabazar // 1369.58.2747
2025.03.18 23:05
Agabazar
"Сувар чĕлхи" тени тĕнчери лингвистикăра çук, анчах та вăл япала Антон Кириллович Салмин ĕçĕсенче пур.

Мĕн япала-ши вăл çав Салминăн "сувар чĕлхи"? Вуларăм-вуларăм Салмин çырнисене, анчах хуравне тупаймарăм-ха.

Генетикăпа кăсăкланни аван. Анчах та ăна теплерен таçта темĕн илтнипе пĕлейместĕн. Тар кăларса вĕренес пулать.

Вĕренмелле. Ӳт-пÿ тăрăх шăпăр-шăпăр тар юхмалла вĕреннĕ чухне. Тата çумра сумлă та шанчăклă вĕрентÿçĕсем пулмалла.

Унсăран ним усси те çук апла-капла калаçнинчен.

Паллах, вăтам шкулта мĕн вĕреннине аса илни те вырăнлă пулма пултарать. Анчах та пирĕн хушăра ун пеккисем те, шкул сакки çинче тăрăшнисем, сахалрах çав.

Антон Кириллович Салмин ăславсен докторĕ. Анчах та анкă-минкĕленсе каясси докторсем хушшинче те пулать тепĕр чухне.
Agabazar // 1717.89.4211
2025.03.20 01:56
Agabazar
Мĕн патне кăна пырса чикĕнмест пуль Антон Кириллович Салмин, анчах та кашнийĕнчех унăн пурте шаляй-валяй пулса пырать.

Акă пире Станьял лешĕн «Этническая история чувашей на савиро-булгарском перепутье» кĕнекине сĕнсе пăхрĕ.

Ну пăхар эппин çавăнти «Язык» текен сыпăка.

Тĕрĕсех калать Юркан Туринке, тĕнчере «сăвар чĕлхи» е «савир чĕлхи» текен ăнлав çук. Пирĕн Антон Кириллович вара ăслав талкккăшне çав ăнлава кĕртме хăтланать пек пулса тухать.

Эппин, кăтарт пире çав «сăвар(савир) чĕлхин» параметрĕсене! Ăçта вăл? Хыпашласа пăхма пулать-и ăна? Мĕнле çăлкуçсенче ÿкерĕннĕ вăл? Сыхланса юлнă текстсем е уйрăм сăмахсем тата чĕлхен ытти элеменчĕсем пур-и?

Анчах та Салмин çырнисене хуть те миçе хут тата урлă та пирлĕ вуласа тух — пурпĕрех çакнашкал япаласем тĕлĕшпе хуравсене тупаймастăн.

Хыптарать те хыптарать пире — çавă кăна. Урăх ним те çук. Кунашкал япаласене «официаллă» хак пама тахçанах вăхăт çитнĕ.

Çакнакшал тĕллевсем умра тăраççĕ пулсан, тĕрлĕрен вĕтĕр-шакăр таврапĕлÿçĕ пеккисене тăрă шыв çине кăларам пекки туса ларни мĕне кирлĕ вăл?

Paĝoj: 1, 2, 3, 4, 5

Aldoni novan komenton

Via nomo:
Via komento:
B T U T Titolo1 Titolo2 Titolo3 # X2 X2 Bildo http://
WWW:
ĂăĔĕÇçŸÿ
Всего введено: 0 симв. Лимит: 1200 симв.
Сирĕн чăвашла çырма май паракан сарăм (раскладка) çук пулсан ăна КУНТАН илме пултаратăр.
 

Permesitaj HTML tegoj:

... ... ... ... ...

...

...

...

...
... ...
    1. (Ĉiuj tegoj devas esti skribitaj laŭregule. Se tego bezonas fermon - ĝi devas esti fermita)

Orphus

Ытти чĕлхесем

Reklamafiŝoj

Kalkuloj