Eniri | Registriĝo | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
 

Reklamo

Эрбина Никитина: Как волжские булгары в XXI веке татарами стали

Эрбина Никитина07.01.2025 12:436875 Пурĕ пăхнăŜanĝi Forigi

Уже не первое десятилетие в научном и журналистском пространстве нашего региона происходит битва за булгарское наследие между татарами и чувашами. Схватки усиливаются в периоды политико-идеологических трансформаций и утихают в сытные времена. Десятки публикаций на эту тему появилось в последние годы – от перепечатки материалов вековой давности до создания многочисленных интервью и подкастов в интернете.

 

Давно официально в «Краткой чувашской энциклопедии» (Чебоксары, 2001, с. 465) зафиксировано, что «сторонники теории булгарского происхождения чувашей многочисленны (Н.И. Ашмарин, В.Н. Татищев, А.П. Смирнов, Н.А. Баскаков, В.Д. Димитриев, В.Г. Егоров, П.В. Денисов)», и перечислены имена таких серьезных исследователей, как татарский Д.М. Исхаков, хакасский Н.Ф. Катанов, чувашские В.Ф. Каховский, А.А. Трофимов, М.Р. Федотов, башкирский Р.Г. Кузеев, немецкий Н.Н. Поппе, и многих других ученых историков, археологов, лингвистов, этнологов. Но научные знания с каждым годом обогащаются, находятся новые документы, артефакты, первоисточники. Неизмеримо расширила возможности исследователей электроника, вследствие чего зачастую возникают трения, не всегда научные и доказательные.

Затравка для татаро-чувашского спора содержится в трудах Николая Никольского, Гурия Комиссарова, Эндри Турхана и особо — в докладе историка, этнографа, идеолога чувашского булгаризма Михаила Петрова-Тинехпи «Происхождение чуваш» от 26 февраля 1925 года, который сегодня активно тиражируется в Сети. Заявив, что «казанские чуваше-татары – потомки булгар», Петров-Тинехпи предложил весьма аргументированное объяснение, почему «татары казанские не любят отождествлять себя с азиатскими пришельцами XIII века». Потому что татары (единственный народ, кроме чувашей, претендующий на происхождение от булгар) — в значительной степени отатарившиеся чуваши!

Ретрансляция подобных идей, конечно, не может не вызывать реакцию. «Наследники серебряных болгар: исторические источники, народная одежда, чувашский и татарский язык» (11.10.2019) и «Кто же настоящие потомки древних булгар — чуваши или татары?» (12.10.2019) на платформе «LiveJournal», «Падение Волжской Болгарии и этногенез татар» на сайте ИА «IslamNews» (15.08.2021), «Волжские булгары: являются ли они прямыми предками казанских татар» на сайте «Кириллица» (9.04.2022), полемика с Илгизаром Мугаевым об арабском происхождении булгарского слова «самана» на странице сообщества «Чувашский мир» в соцсети «ВКонтакте» (3.01.2025) — это лишь верхушка самых читаемых интернет-публикаций.

Особое место в этом потоке занимают выступления казанских историков Искандера Измайлова и Дамира Исхакова. В видеобеседе «Ясачные чуваши — это татары» (24.09.2023) они настаивают, что Волжская Булгария — неотъемлемое культурно-цивилизационное наследие современных татар, пытаются доказать преемственность между ясачными чувашами и татарами и отрицают связь между ясачными чувашами и современными чувашами.

Следом активизировались татарские ученые. Круглый стол «Западное Закамье в истории народов Республики Татарстан», состоявшийся 15 июня 2023 года в Институте истории имени Марджани, затронул тему этногенеза братских татарского и чувашского народов в новом свете. Татарские историки стали сетовать, что некоторые чувашские активисты создают псевдоисторические конструкции и мифы, ставящие под сомнение давно признанную и академически выверенную картину этногенеза чувашского народа. Директор института, доктор исторических наук, академик Академии наук Республики Татарстан Радик Салихов даже предостерег: «У чувашского народа богатейшая история, но новые псевдоисторические конструкции несут в себе опасность для самих чувашей, потому что они размывают их идентичность». К этим конструкциям были отнесены гипотезы о древних шумерах как предках чувашей и существовавшем в период Волжской Булгарии языческом народе сувар, активная пропаганда чувашского неоязычества, поиск истоков традиционной веры чувашей в зороастризме и языческих святилищ на месте мусульманских памятников Волжской Болгарии. Еще больше соседей возмущает создание на территории Закамья этнотуристического комплекса «Новый Сувар», куда «организуются массовые паломничества или же устанавливаются различные языческие символы и знаки». Напрасно современные чуваши гордятся «Новым Суваром»!

Единственным, кто не согласился с такими заявлениями в публичном пространстве, оказался депутат Государственной Думы Российской Федерации Анатолий Аксаков. 1 декабря 2023 года на Международной выставке-форуме «Россия» он полушутя-полусерьезно заявил: «Чувашия – это Волжская Булгария. Сейчас наши братья-татары попытались украсть эту идею, освоить ее, а на самом деле чуваши – потомки волжских булгар, и очевидной нашей исторической, культурной, глубинной изюминкой должна стать тема Волжской Булгарии». Стоит признать: даже если это и был политический пиар, прозвучало воодушевляюще смело.

А что же наш Чувашский государственный институт гуманитарных наук? Через год после казанского круглого стола, 5 ноября 2024 года наши историки во главе с директором института доктором филологических наук Юрием Исаевым провели свой круглый стол «История и культура чувашского народа: наука и псевдонаука». Наверное, только неимением сил отстаивать историческую правду можно объяснить, почему чувашские историки стали забрасывать камнями не ангажированных коллег-пропагандистов из Казани и местных закосневших ученых, а чувашских бессребреников-краеведов, которые по крупицам собирают, восстанавливают древнюю и современную историю родов, деревень, сел, районов Чувашской Республики и диаспоры. При этом институт до сих пор ни словом не откликнулся на вузовский учебник Зуфара Мифтахова по истории татарского народа, где совершенно искаженно трактуется путь чувашского этноса, не оценил по существу труды Антона Салмина об этнорелигиии и суварах, проигнорировал аналитические обзоры Валентина Макарова «По следам болгар-сувар и чувашей» и Василия Александрова (Садура) «Волжские булгары и чуваши» и др.

Из последнего можно обратить внимание на серию интервью журналиста Элтияра Александрова с лингвоисториком, кандидатом филологических наук, научным сотрудником Высшей школы экономики Александром Савельевым, посвященных чувашской истории. Выпуск 2 «Чувашский суваризм. Перспектив нет» (12.12.2024) восстанавливает в правах чувашский булгаризм с точки зрения лингвистики. Но разве сувары — это миф, и их вовсе не было в Волжской Булгарии? А как же книга Салмина «История чувашского народа: савирская гипотеза» (Чебоксары, 2016)?

Любопытная весть на днях пришла из Татарстана от ведущего телепередачи «Кто мы татары?» историка, этнографа, директора Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Раиля Фахрутдинова: «Исхаков Дамир: Да, чуваши — потомки булгар. Но и о финских предках пусть не забывают» (29.12.2024). Интересно, каким образом отразится на национальном самосознании нашего народа активное продвижение версии, что чуваши — «тюрки, которые появились в Поволжье еще до образования Волжской Булгарии и максимально сильно перемешались с марийцами»? Недотюрки, недофинно-угры, недобулгары...

На фоне нескончаемых перипетий интернетно-поверхностного спора между татарами и чувашами за Волжскую Булгарию, хотелось бы услышать квалифицированные разъяснения и чебоксарских историков. Неужели не найдется ни одного специалиста, кто взялся бы прокомментировать сложившуюся ситуацию в публичном медиапространстве? Древняя этническая история — это не кладбище, где поминают усопших, а родник, чьи воды питают будущее. И начинать орошение, видимо, надо сначала: с поддержкой региональных властей внимательно изучать руины древних городищ булгар Биляр и Сувар, рассматривать каждый кирпич и юба, прочитывать все имеющиеся каменные и бумажные тексты на древних языках, но уже новыми глазами и новыми техниками.

Кто сейчас из наших историков, этнографов, лингвистов, компаративистов профессионально занимается древней историей чувашского народа и дождемся ли мы новых научных обобщений по этой жизненно важной для чувашского народа теме?

 
Redakcia noto: La publikigo de artikoloj ne signifas, ke la redakcia estraro dividas la opinion de ĝiaj aŭtoroj.

Komentoj:

Agabazar // 3984.73.0041
2025.03.14 22:17
Agabazar
Историк пулса кайрăм тесе каланă-и вара сана Туркай?

Каламан япалана каланă пек туса кăтартни, паллах, йăнăш.

Валери Туркайăн кашни каланă сăмахĕ историе кĕрсе пырать. Хуть те мĕн пирки каласан та.

Ахальтен мар вăл кашни комментари хыççăн датăна кăтартать тата ят-шывне çырать (электронла алпусу теме те пулать пуль, ахăртнех).

Валери Туркай çумне çыпăçсан эс те наччасрах историе кĕрсе каятан. Эппин, килех историе! Ырă сунса кĕтетпĕр!
Вулакан // 1066.37.9482
2025.03.17 18:51
Марр академике хурланине вуларӑм та пӑшӑрхантӑм.Ытла ҫӑмӑлттайла калаҫатӑр.Чӑваш чӗлхи пирки ним сӑлтавсӑр ҫырман ӗнтӗ вӑл.Ӑна тӗнче шайне хурса хаклани сисӗнет.Унта яфетитлӑх пуррине сиснӗ ӗнтӗ вӑл,ҫавна ӑнланма тӑрӑшмалла.Сталин кунта нимле авторитет та мар.Мӗн ҫырса панине калакан кӑна.
Марр пирки калаҫма наука шайӗ килех ӗнте.Чӑваш чӗлхине пур енлӗ тишкерни кирлӗ пуль.Унта авалхи сийсем пур тенине илтнӗччӗ.Сӑвӑ ҫырмалли ҫӗр сӑмахпа кӑна ҫырлахар марр.
YURGAN TURINGE // 2023.9.8909
2025.03.18 18:43
YURGAN TURINGE
"Сувар" чĕлхи тĕнче лингвистикинче çуккă, ăна палăртман. Мана чăваш "суваристсен" ДНК касăклантарать (нумай çул генетикă ыйтăвĕпе касăкланнă май), пур-и тестсем тунă суваристсем ? Сăмах май пирĕн (Пăлхар паттăрĕ - Тинехпи те тăван), дунай пăлхарĕсемпе ~7/8 ĕмĕрте пĕр Ар (Y) аслă асаттесем пулнă. Аутосомсем урлă питĕ нумай ватă халăхсем хутшăннă, "суварсем" кăна каллех çук!
Agabazar // 1369.58.2747
2025.03.18 23:05
Agabazar
"Сувар чĕлхи" тени тĕнчери лингвистикăра çук, анчах та вăл япала Антон Кириллович Салмин ĕçĕсенче пур.

Мĕн япала-ши вăл çав Салминăн "сувар чĕлхи"? Вуларăм-вуларăм Салмин çырнисене, анчах хуравне тупаймарăм-ха.

Генетикăпа кăсăкланни аван. Анчах та ăна теплерен таçта темĕн илтнипе пĕлейместĕн. Тар кăларса вĕренес пулать.

Вĕренмелле. Ӳт-пÿ тăрăх шăпăр-шăпăр тар юхмалла вĕреннĕ чухне. Тата çумра сумлă та шанчăклă вĕрентÿçĕсем пулмалла.

Унсăран ним усси те çук апла-капла калаçнинчен.

Паллах, вăтам шкулта мĕн вĕреннине аса илни те вырăнлă пулма пултарать. Анчах та пирĕн хушăра ун пеккисем те, шкул сакки çинче тăрăшнисем, сахалрах çав.

Антон Кириллович Салмин ăславсен докторĕ. Анчах та анкă-минкĕленсе каясси докторсем хушшинче те пулать тепĕр чухне.
Agabazar // 1717.89.4211
2025.03.20 01:56
Agabazar
Мĕн патне кăна пырса чикĕнмест пуль Антон Кириллович Салмин, анчах та кашнийĕнчех унăн пурте шаляй-валяй пулса пырать.

Акă пире Станьял лешĕн «Этническая история чувашей на савиро-булгарском перепутье» кĕнекине сĕнсе пăхрĕ.

Ну пăхар эппин çавăнти «Язык» текен сыпăка.

Тĕрĕсех калать Юркан Туринке, тĕнчере «сăвар чĕлхи» е «савир чĕлхи» текен ăнлав çук. Пирĕн Антон Кириллович вара ăслав талкккăшне çав ăнлава кĕртме хăтланать пек пулса тухать.

Эппин, кăтарт пире çав «сăвар(савир) чĕлхин» параметрĕсене! Ăçта вăл? Хыпашласа пăхма пулать-и ăна? Мĕнле çăлкуçсенче ÿкерĕннĕ вăл? Сыхланса юлнă текстсем е уйрăм сăмахсем тата чĕлхен ытти элеменчĕсем пур-и?

Анчах та Салмин çырнисене хуть те миçе хут тата урлă та пирлĕ вуласа тух — пурпĕрех çакнашкал япаласем тĕлĕшпе хуравсене тупаймастăн.

Хыптарать те хыптарать пире — çавă кăна. Урăх ним те çук. Кунашкал япаласене «официаллă» хак пама тахçанах вăхăт çитнĕ.

Çакнакшал тĕллевсем умра тăраççĕ пулсан, тĕрлĕрен вĕтĕр-шакăр таврапĕлÿçĕ пеккисене тăрă шыв çине кăларам пекки туса ларни мĕне кирлĕ вăл?
YURGAN TURINGE // 2291.81.1801
2025.03.20 07:08
YURGAN TURINGE
Генетика пирки тата хушап (урамра 21 ĕмĕр), ентешсем. Каçарăр, вырăсла çырап. Генетическую болезнь, более всего присущую чувашам (отсюда и название) - "чувашскую полицитемию"(Chuvash policythemia) ученые (в своей работе в том числе использовал и лауреат Нобелевской премии по медицине) выводят именно от гуннов и булгар (а не от мифических сувар). Эта же болезнь была найдена на юге италии, на острове Искье. Появление этой болезни там может быть связано только с гуннами или булгарскими миграциями под предводительством Альцека (опять таки мифических сувар там не было). Гаплотипы всех "итальянских пациентов" соответствуют гаплотипу, выявленному в чувашском кластере, тем самым подтверждая гипотезу об одном основателе. P.S. "Сувары" в лучшем случае могут быть только субэтносом (вторичны-троичны) Булгар, соответственно, при всех упоминаниях во главе (первым) должно быть именно - Булгар.
Agabazar // 3826.01.2886
2025.03.20 16:47
Agabazar
Енчен те эпир генетика тĕлĕшпе чăвшла çавăрттарса калама пултараймастпăр пулсан, ку, чăн малтанах, хамăр çав генетикăна ăнкарсах пĕтерейменнине систерет.

Ну ав хай чăваш полицитемийĕ текеннине илес пулсан, кунта специалистсем хайсен сăмахне калани вырăнлă пулмалла пек.

Ара, пур вĕт ЧăвГУра хими факультечĕ, медицина факултечĕ.

Педуниверситетра биологи тата хими факультечĕ пур. Ялхуçалăх институтĕнчи (акаадемийĕ теççĕ-и халь?) агрономсемшĕн, зооинженерсемшĕн те ют пулмалла мар ку тема.

Чăваш гуманитари тĕпчев институтĕнче археологсем миçен!

Çук вĕт, пултараймааççĕ ярса илме çав чăваш полицитемийĕн темине!

Анчах та çаврăнса пăхар çав специалист мар çынна та паллă енсене. Чăваш полицитемине Чăваш республикинче тупнă теççĕ.

Анчах та чăвашсем Чăваш республикинче çеç мар пурăнаççĕ. Эппин, çав чăваш полицитемийĕ Чăваш республикин тулашĕнче те пулма тивĕçлĕ. Калăпăр, Тутарстанра.

Унтан та ытларах, акă эпир Хусан таврашĕнчи тата Хусан лешеккинчи чăвашсем тутарланнă, тетпĕр. Эппин, чăваш полицитемийĕ çав тутарланнă чăвашсен те пулма тивĕçлĕ пек. Чăннипе вара вăл тĕлĕшпе нимле сас-хура та çук. Мĕншĕн? Е сас-хурисем çапах та пур-и?
Agabazar // 3646.17.7826
2025.03.23 20:44
Agabazar
Вулакан // 1066.37.9482 2025.03.17 18:51
Марр академике хурланине вуларӑм та пӑшӑрхантӑм.Ытла ҫӑмӑлттайла калаҫатӑр.Чӑваш чӗлхи пирки ним сӑлтавсӑр ҫырман ӗнтӗ вӑл.Ӑна тӗнче шайне хурса хаклани сисӗнет.Унта яфетитлӑх пуррине сиснӗ ӗнтӗ вӑл,ҫавна ӑнланма тӑрӑшмалла.Сталин кунта нимле авторитет та мар.Мӗн ҫырса панине калакан кӑна.
Марр пирки калаҫма наука шайӗ килех ӗнте.Чӑваш чӗлхине пур енлӗ тишкерни кирлӗ пуль.Унта авалхи сийсем пур тенине илтнӗччӗ.Сӑвӑ ҫырмалли ҫӗр сӑмахпа кӑна ҫырлахар марр.
Марр академике Сталин юлташ пустуях пăрахаçа кăларнă тесе, В, В. Путин патне кайса шалăп пар-ха, эппин.
Валери ТУРКАЙ // 1099.05.4843
2025.03.24 18:34
Ку шухăш тĕрĕсленнĕ хыççăн çеç курăмлă пулĕ. Пĕлме: сайтра регистрациленнисен шухăшĕсем тӳрех, малтĕрĕслевсĕрех, курăмлă вырнаçаççĕ.
Agabazar // 1194.38.3233
2025.03.24 21:05
Agabazar
Кунта акă мĕн калас пулать чăн малтанах.

И. В. Сталин 1953-мĕш çулта вилнĕ. Тата темиçе çул иртсен çĕршывра Сталина хирĕçле кампани пуçланса кайнă.

Çапла майпа, унччен Сталин хурланă япаласене каялла тавăрма май килсе тухнă.

Эппин, халь тин Сталин авторитет мар тесе, Марр академика тыт та тÿрре кăлар!

Анчах та ун пеккисем тупăнман. Никам та Марр академика тÿрре кăларма тăрăшман. Яхват теори тĕп пулнă.

Паянхи кунчченех çапла тăсăлать. Самана хыççăн самана улшăнать, тамаша хыççан тамаша килет (саманисем — саккăр, тамашисем — тăххăр), анчах Сталин юлташ Марр академик пирки каланисем гранит çине касса кăларнă пек çирĕп тăраççĕ.

Никам та çавна улăштарма пултараймасть.

Paĝoj: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Aldoni novan komenton

Via nomo:
Via komento:
B T U T Titolo1 Titolo2 Titolo3 # X2 X2 Bildo http://
WWW:
ĂăĔĕÇçŸÿ
Всего введено: 0 симв. Лимит: 1200 симв.
Сирĕн чăвашла çырма май паракан сарăм (раскладка) çук пулсан ăна КУНТАН илме пултаратăр.
 

Permesitaj HTML tegoj:

... ... ... ... ...

...

...

...

...
... ...
    1. (Ĉiuj tegoj devas esti skribitaj laŭregule. Se tego bezonas fermon - ĝi devas esti fermita)

Orphus

Ытти чĕлхесем

Reklamafiŝoj

Kalkuloj